9 класс
Календарно-тематическое планирование уроков биологии
Классы: 9
Количество часов:
-
В неделю – 2 часа
-
На первое полугодие – 32 часа
-
На второе полугодие – 36 часов
Всего: - 68 часов
Объяснительная записка
Данная объяснительная записка составлена на основе классификации В.В. Воронковой. Особенностью учащихся школы VIII вида является нарушение познавательной деятельности. Все учащиеся классы разделены на 4 группы по возможностям обучения.
Учащиеся 1 группы – хорошо усваивают программу.
Учащиеся 2 группы требуют индивидуального подхода при выполнении практических работ.
Учащиеся 3 группы усваивают материал с трудом. Им требуется значительная многократная помощь при усвоении тем, требующих установления причинно-следственных связей, в работе с символическими пособиями.
Учащиеся 4 группы выполняют задания после многократной проработки материала различными способами.
Дидактическое, методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса
класс |
9 |
Образовательная область |
Естествознание |
Ф.И.О. педагога |
Тихомирова Светлана Фёдоровна |
Квалификационная категория |
Первая квалификационная категория |
Учебная программа |
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2001год. Биология. |
Учебники |
Естествознание. Человек. 9 класс: учебник для вспомогательной школы / В.И. Сивоглазов – М.: Просвещение, 1994. |
Учебные пособия |
Биология. Анатомия и физиология человека 9 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология 6-11 классы. Учебное электронное издание. Биология 6-9 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. Златоуст – город крылатого коня / А.В. Козлов – Златоуст, 2004. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант / З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова – Челябинск, 2003 |
Дидактический материал |
Рабочая тетрадь по естествознанию. / В.И. Сивоглазов, Н.Г. Кораблева – М.: Просвещение, 1994 |
9 класс (68 часов)
Введение – 2 часа
Образовательные цели: познакомить учащихся с местом человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе.
Что должны знать и уметь: заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Дата
|
№ урока |
Содержание
|
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение
|
Словарь
|
Практическая часть |
Коррекционная работа |
1 четверть | |||||||
|
1
|
Место человека среди млекопитающих. |
1
|
Общие признаки млекопитающих. |
|
|
Формирование умений работать с опорным текстом
|
|
2
|
Анатомия, физиология, гигиена – науки, изучающие человека. |
1
|
|
Анатомия. Физиология. Гигиена. Функция. |
|
Формирование умений работать с опорным текстом |
Общий обзор организма человека – 63 часа
Образовательные цели: Познакомить учащихся со строением, расположением, с функциями основных систем и органов. Дать элементарные представления о первой помощи, предупреждении заболеваний, о вреде алкоголя и никотина.
Что должны знать: названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные санитарно-гигиенические правила.
Что должны уметь: применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Дата
|
№ урока |
Содержание
|
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение
|
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
3 |
Строение клетки |
1 |
Увеличительные приборы. Общие признаки живых организмов. |
Ядро. Цитоплазма. Клетка. Мембрана. |
Устройство светового микроскопа. Строение клетки. |
Развивать познавательные способности в процессе усвоения знаний |
|
4 |
Химический состав и жизнедеятельность клетки. |
1 |
Общие признаки живых организмов. Строение клетки. |
Органические и неорганические вещества. Обмен веществ. Возбудимость. Рост. Размножение. |
|
Развивать познавательные способности при работе с текстом |
|
5 |
Ткани и органы. |
1 |
Общие признаки живых организмов. Строение клетки. |
Ткань. Эпителиальная. Соединительная. Мышечная. Нервная. Орган. Полость. |
Эпителиальные и соединительные ткани. |
Развивать умения решать познавательные задачи в ходе коллективной работы |
|
6 |
Системы органов. Организм. |
1 |
Органы, образующие тело человека. Системы органов млекопитающих. |
Система органов. Организм. |
Демонстрация торса человека. |
Продолжать работу по формированию умений ориентироваться в тексте учебника |
|
7 |
Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей. |
1 |
|
Опорно-двигательная система. Скелет головы – череп. Скелет туловища. Скелет конечностей. Сустав. |
Демонстрация скелета человека. |
Развивать умения давать ответы (развернутые, аргументированные) по ходу урока |
|
8 |
Строение и состав костей. |
1 |
Химический состав клетки. |
Длинные кости. Короткие Кости. Плоские кости. Надкостница. |
Опыт: «Свойства декальцинированных и прокаленных костей». |
Развивать умения работать с наглядными пособиями и рисунками в учебнике |
|
9 |
Скелет головы. |
1 |
Скелет человека. Соединение костей. |
Череп. Лицевой отдел. Мозговой отдел. |
|
Развивать умения работать с макетами и таблицами |
|
10 |
Скелет туловища. |
1 |
Основные отделы скелета. |
Позвоночник. Позвонок. Грудная клетка. Ребра. Грудина. |
Демонстрация позвонков. |
Учить использовать при выполнении задания приемы анализа |
|
11 |
Скелет конечностей. |
1 |
Строение сустава. |
Плечевая кость. Локтевая кость. Лучевая кость. Лопатка. Ключица. Бедренная кость. Берцовые кости. Тазовая кость. |
|
Закреплять навыки самостоятельной работы по карточкам |
|
12 |
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. |
1 |
Соединение костей. Строение сустава. |
Растяжение. Вывих. Перелом. Шина. |
|
Продолжать развивать познавательные способности в процессе самостоятельной работы с учебником |
|
13 |
Строение и значение мышц. |
1 |
Строение мышечной ткани. |
Скелетные мышцы. Гладкие мышцы. Сухожилия. Сократимость. |
|
Учить выражать свои мысли и суждения на уроке |
|
14 |
Основные группы мышц. |
1 |
Значение мышц. Отделы скелета. |
Мышцы головы. Мышцы туловища. Мышцы конечностей. |
|
Продолжать развивать познавательные способности в процессе самостоятельной работы с учебником |
|
15 |
Работа мышц. |
1 |
Скелетная мышца. |
Мышцы – сгибатели. Мышцы – разгибатели. Утомление мышц. |
Опыт: «Статическая и динамическая нагрузка на мышцы». |
Способствовать развитию познавательных способностей в процессе изучения нового материала |
|
16 |
Осанка и здоровье человека. |
1 |
Основные отделы скелета. |
Осанка. Плоскостопие. |
|
Закреплять навыки самостоятельной работы по карточкам |
|
17 |
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. |
1 |
|
Двигательная активность. |
|
Развивать умения давать ответы (развернутые, аргументированные) по ходу урока |
|
18 |
Зачет по теме: «Опорно-двигательная система». |
1 |
|
|
|
Развивать навыки самостоятельной работы |
2 четверть | |||||||
|
19 |
Значение и состав крови. |
1 |
|
Плазма крови. Красные кровяные клетки. Белые кровяные клетки. Гемоглобин. Иммунитет. |
Лабораторная работа: «Микроскопическое строение крови». |
Развивать внимание, память при выполнении лабораторной работы |
|
20 |
Строение и работа сердца. |
1 |
Значение крови. |
Кровообращение. Органы кровообращения. Сердце четырехкамерное. Клапаны сердца. |
Демонстрация муляжа сердца млекопитающего. |
Развивать умения работать с наглядными пособиями |
|
21 |
Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. |
1 |
Значение кровообращения. |
Артерии. Капилляры. Вены. Артериальная и венозная кровь. Круги кровообращения. |
|
Учить учащихся высказывать свое мнение, опираясь на факты, находить в тексте аргументы, подтверждающие правильный ответ |
|
22 |
Движение крови по сосудам. |
1 |
Кровеносные сосуды. |
Пульс. Кровяное давление. Перераспределение крови. |
Лабораторная работа: «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег). |
Побуждать учащихся к высказыванию своего мнения по тому или иному факту |
|
23 |
Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови. |
1 |
Значение крови. Кровеносные сосуды |
Кровотечение. Свертывание. Переливание. Донор. |
Экскурсия на златоустовскую станцию переливания крови |
Развивать познавательный интерес учащихся во время экскурсии |
|
24 |
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. |
1 |
Значение кровеносной системы, сердца. |
Тренировка сердца. |
|
Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала |
|
25 |
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. |
1 |
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. |
Никотин. Алкоголь. |
|
Развитие познавательных способностей при изучении новой темы |
|
26 |
Органы дыхания. |
1 |
|
Дыхательные пути. Голосовые связки. Голосовая щель. Легочные пузырьки. Носовая полость. Носоглотка. Гортань. Трахея. Бронхи. Легкие. |
|
Развивать внимание, память при изучении материала |
|
27 |
Строение легких. Газообмен в легких и тканях. |
1 |
Органы дыхания. Малый круг кровообращения. |
Легкие. Обмен газов в легких. Обмен газов в тканях. |
Опыт: «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе». |
Развивать навыки самостоятельной работы с учебником |
|
28 |
Дыхательные движения. |
1 |
|
Вдох. Выдох. Дыхательные движения. |
|
Развивать умения анализировать |
|
29 |
Болезни органов дыхания и их предупреждение. |
1 |
|
Грипп. |
|
Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала |
|
31 |
Гигиена дыхания. Искусственное дыхание. |
1 |
Значение дыхания. |
Искусственное дыхание. Наружный массаж сердца. |
|
Развивать навыки самостоятельной работы с учебником |
|
32 |
Охрана воздушной среды. |
1 |
|
|
|
Формирование умения высказывать свое мнение об охране воздушной среды |
3 четверть | |||||||
|
33 |
Зачет по теме: «Органы кровообращения и дыхания». |
1 |
|
|
|
Развивать навыки самостоятельной работы |
|
34 |
Значение и состав пищи. |
1 |
Питание растений и животных. Химический состав клетки. |
Питательные вещества. |
Опыт: «Обнаружение Крахмала в хлебе и картофеле. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке». |
Создавать условия для самостоятельности учащихся при выполнении задания. |
|
35 |
Органы пищеварения. |
1 |
Значение пищи. Значение крови. |
Пищеварение. Пищеварительные соки. |
|
Развивать внимание, память, мышление при работе с наглядными пособиями |
|
36 |
Строение и значение зубов. |
1 |
|
Молочные зубы. Постоянные зубы. Коронка. Шейка. Корень. Дентин. Эмаль. |
|
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника |
|
37 |
Пищеварение в ротовой полости. |
1 |
Строение и значение зубов. |
Слюна. Слюнные железы. Глотание. |
Опыт: «Действие слюны на крахмал». |
Развивать мыслительные процессы при изучении новой темы |
|
38 |
Пищеварение в желудке. |
1 |
Пищеварение в ротовой полости. |
Желудочный сок. Соляная кислота. |
Опыт: «Действие желудочного сока на белки». |
Развивать наблюдательность, умения делать выводы при просмотре опыта |
|
39 |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. |
1 |
Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке |
Тонкая кишка. Толстая кишка. Печень. Желчь. Поджелудочная железа. Кишечный сок. |
|
Развивать мыслительные операции при изучении новой темы |
|
40 |
Гигиена питания. |
1 |
|
Кулинарная обработка. Аппетит. Режим питания. |
|
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника |
|
41 |
Нормы питания. |
1 |
Значение и состав пищи. |
Норма питания. |
|
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника |
|
42 |
Витамины. |
1 |
|
Витамины. |
|
Развивать умения анализировать изучаемый материал |
|
43 |
Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний. |
1 |
Гигиена питания. Значение пищеварения. |
Глисты. |
|
Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала |
|
44 |
Предупреждение пищевых отравлений. |
1 |
Ядовитые грибы и растения. |
|
|
Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала |
|
45 |
Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на органы пищеварения. |
1 |
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды, органы дыхания. |
|
|
Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала |
|
46 |
Зачет по теме: «Органы Пищеварения». |
1 |
|
|
|
Развивать навыки самостоятельной работы |
|
47 |
Строение и значение почек. |
1 |
Обмен веществ. |
Почки. Мочеточники. Мочевой пузырь. Моча. |
|
Развивать умения делать выводы из беседы с учителем |
|
48 |
Предупреждение почечных заболеваний. |
1 |
Строение и значение почек. |
|
|
Формировать умения составлять сообщения на заданную тему |
|
49 |
Значение и строение кожи. |
1 |
|
Наружный слой. Внутренний слой. Жировая клетчатка. Сальные и потовые железы. |
|
Развивать умения давать развернутые ответы на поставленные вопросы |
|
50 |
Роль кожи в теплорегуляции. Оказание первой помощи при тепловом, солнечном ударах, ожогах и обморожениях. |
1 |
Значение и строение кожи. |
Теплорегуляция. Ожог. Обморожение. |
|
Развивать умения слушать, приводить примеры из учебника, художественной литературы, из собственного опыта учащихся |
|
51 |
Закаливание организма человека. |
1 |
|
Закаливание. Солнечные ванны. Водные процедуры. |
|
Развивать умения слушать, приводить примеры из учебника, художественной литературы, из собственного опыта учащихся |
|
52 |
Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. |
1 |
Значение и строение кожи. |
|
|
Развивать умения делать выводы из беседы с учителем |
4 четверть | |||||||
|
53 |
Значение и строение нервной системы. |
1 |
Строение и значение нервной ткани. |
Возбудимость. Проводимость. Головной мозг. Спинной мозг. Нервы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. |
|
Развивать умения связно и развернуто излагать факты |
|
54 |
Спинной мозг, его строение и значение. |
1 |
Строение позвоночника. |
Спинной мозг. Белое вещество. Серое вещество. |
|
Привлекать учащихся к решению проблемных задач |
|
55 |
Головной мозг, его строение и значение. |
1 |
Строение и соединение костей в черепе. |
Продолговатый мозг. Мозжечок. Большие полушария. Кора мозга. |
|
Привлекать учащихся к решению проблемных задач |
|
56 |
Гигиена нервной системы. |
1 |
Значение и строение нервной системы. |
|
|
Развивать умения делать выводы из беседы с учителем |
|
57 |
Режим дня. |
1 |
|
Режим дня. |
|
Развивать умения слушать, приводить примеры из учебника, художественной литературы, из собственного опыта учащихся |
|
58 |
Сон и его значение. |
1 |
Режим дня. |
Сон. Сновидения. |
|
Развивать умения слушать, приводить примеры из учебника, художественной литературы, из собственного опыта учащихся |
|
59 |
Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. |
1 |
Значение и строение нервной системы. |
Наркотические вещества. Алкоголизм. |
|
Формировать умения составлять сообщения на заданную тему |
|
60 |
Зачет по теме: «Нервная система». |
1 |
|
|
|
Развивать навыки самостоятельной работы |
|
61 |
Значение органов чувств. |
1 |
|
Органы чувств. Зрение. Осязание. Слух. Вкус. |
|
Развивать умения выражать свое отношение к изучаемому материалу |
|
62 |
Орган зрения. |
1 |
|
Глазное яблоко. Роговица. Радужная оболочка. Зрачок. Хрусталик. Сетчатка. |
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», модели глазного яблока. |
Развивать внимание, память, мышление при работе с наглядными пособиями |
|
63 |
Гигиена зрения. |
1 |
Орган зрения. |
Близорукость. Дальнозоркость. |
|
Развивать умения связно и развернуто излагать факты |
|
64 |
Орган слуха. |
1 |
|
Наружное ухо. Среднее ухо. Внутреннее ухо. Барабанная перепонка. Слуховые косточки. Улитка. |
Демонстрация модели уха. |
Развивать внимание, память, мышление при работе с наглядными пособиями |
|
65 |
Гигиена слуха. |
1 |
Орган слуха. |
|
|
Развивать умения связно и развернуто излагать факты |
|
66 |
Органы осязания, обоняния, вкуса. |
1 |
Значение и строение кожи. |
Орган осязания. Орган обоняния. Орган вкуса. Вкусовой сосочек. |
|
Формировать умения составлять сообщения на заданную тему |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации – 2 часа
Образовательные цели: познакомить учащихся с охраной здоровья в РФ.
Что должны знать: учреждения системы здравоохранения и социального обеспечения.
Дата
|
№ урока |
Содержание
|
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение
|
Словарь
|
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
67 |
Охрана здоровья в РФ. |
1 |
|
|
|
Развивать познавательные способности при обобщении изученного материала |
|
68 |
Зачет по разделу: «Человек». |
1 |
|
|
|
Закреплять навыки обобщения и умения делать выводы |
Национально – региональный компонент
по курсу «Естествознание»
9 класс
Всего за год – 68 часов
НРК - 6 часов
№ |
Тема урока |
Количество часов |
дата |
Тема НРК |
Содержание |
1 |
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц |
1 |
|
Быстрее, выше , сильнее… |
Буклет «Город с именем Златоуст», газетный материал |
2 |
Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови. |
1 |
|
Донорская помощь в нашем городе. |
Экскурсия на златоустовскую станцию переливания крови |
3 |
Нормы питания |
1 |
|
Нормы питания в школе и дома |
Меню МС (К) ОШИ № 31 на один день |
4 |
Витамины |
1 |
|
Растения, которые кормят и лечат нас. Златоустовская кислица. |
Златоуст – город крылатого коня, с.52; З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова Окружающий мир – региональные особенности, уральский вариант, с 74 |
5 |
Предупреждение пищевых отравлений |
1 |
|
Грибы Южного Урала и их роль в природе |
З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова Окружающий мир – региональные особенности, уральский вариант, с 108 |
6 |
Охрана здоровья в РФ |
1 |
|
Здравоохранение города Златоуста |
Златоуст – город крылатого коня, 198 |