9 класс

Календарно-тематическое планирование уроков биологии

 

Классы: 9

Количество часов:

Всего: - 68 часов

 

Объяснительная записка

 

Данная объяснительная записка составлена на основе классификации В.В. Воронковой. Особенностью учащихся школы VIII вида является нарушение познавательной деятельности. Все учащиеся классы разделены на 4 группы по возможностям обучения.

 

Учащиеся 1 группы – хорошо усваивают программу.

Учащиеся 2 группы требуют индивидуального подхода при выполнении практических работ.

Учащиеся 3 группы усваивают материал с трудом. Им требуется значительная многократная помощь при усвоении тем, требующих установления причинно-следственных связей, в работе с символическими пособиями.

Учащиеся 4 группы выполняют задания после многократной проработки материала различными способами.

 

Дидактическое, методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса

 

класс

9

Образовательная область

Естествознание

Ф.И.О. педагога

Тихомирова Светлана Фёдоровна

Квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Учебная программа

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2001год. Биология.

Учебники

Естествознание. Человек.  9 класс: учебник для вспомогательной школы / В.И. Сивоглазов – М.: Просвещение, 1994.

Учебные пособия

Биология. Анатомия и физиология человека 9 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология 6-11 классы. Учебное электронное издание. Биология 6-9 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. Златоуст – город крылатого коня / А.В. Козлов – Златоуст, 2004. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант / З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова – Челябинск, 2003

Дидактический материал

 Рабочая тетрадь по естествознанию. / В.И. Сивоглазов, Н.Г. Кораблева – М.: Просвещение, 1994

 

9 класс (68 часов)

Введение – 2 часа

 

Образовательные цели: познакомить учащихся с местом человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе.

 

Что должны знать и уметь: заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

 

Дата

 

№ урока

Содержание

 

Кол-во

часов

Сопутствующее повторение

 

Словарь

 

Практическая часть

Коррекционная работа

1 четверть

 

 

 

1

 

 

Место человека среди млекопитающих.

1

 

 

Общие признаки млекопитающих.

 

 

 

 

Формирование умений работать с опорным текстом

 

 

 

 

2

 

Анатомия, физиология, гигиена – науки, изучающие человека.

1

 

 

 

Анатомия. Физиология. Гигиена. Функция.

 

 

Формирование умений работать с опорным текстом

 

Общий обзор организма человека – 63 часа

 

Образовательные цели: Познакомить учащихся со строением, расположением, с функциями основных систем и органов. Дать элементарные представления о первой помощи, предупреждении заболеваний, о вреде алкоголя и никотина.

 

Что должны знать: названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;  основные санитарно-гигиенические правила.

 

Что должны уметь: применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно-гигиенические правила.

 

Дата

 

№ урока

Содержание

 

Кол-во

часов

Сопутствующее повторение

 

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

3

Строение клетки

1

Увеличительные приборы. Общие признаки живых организмов.

Ядро. Цитоплазма. Клетка. Мембрана.

Устройство светового микроскопа. Строение клетки.

Развивать познавательные способности в процессе усвоения знаний

 

4

Химический состав и жизнедеятельность клетки.

1

Общие признаки живых организмов. Строение клетки.

Органические и неорганические вещества. Обмен веществ. Возбудимость. Рост. Размножение.

 

Развивать познавательные способности при работе с текстом

 

5

Ткани и органы.

1

Общие признаки живых организмов. Строение клетки.

Ткань. Эпителиальная. Соединительная. Мышечная. Нервная. Орган. Полость.

Эпителиальные и соединительные ткани.

Развивать умения решать познавательные задачи в ходе коллективной работы

 

6

Системы органов. Организм.

1

Органы, образующие тело человека. Системы органов млекопитающих.

Система органов. Организм.

Демонстрация торса человека.

Продолжать работу по формированию умений ориентироваться в тексте учебника

 

7

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей.

1

 

Опорно-двигательная система. Скелет головы – череп. Скелет туловища. Скелет конечностей. Сустав.

Демонстрация скелета человека.

Развивать умения давать ответы (развернутые, аргументированные) по ходу урока

 

8

Строение и состав костей.

1

Химический состав клетки.

Длинные кости. Короткие Кости. Плоские кости. Надкостница.

Опыт: «Свойства декальцинированных и прокаленных костей».

Развивать умения работать с наглядными пособиями и рисунками в учебнике

 

9

Скелет головы.

1

Скелет человека. Соединение костей.

Череп. Лицевой отдел. Мозговой отдел.

 

Развивать умения работать с макетами и таблицами

 

10

Скелет туловища.

1

Основные отделы скелета.

Позвоночник. Позвонок. Грудная клетка. Ребра. Грудина.

Демонстрация позвонков.

Учить использовать при выполнении задания приемы анализа

 

11

Скелет конечностей.

1

Строение сустава.

Плечевая кость. Локтевая кость. Лучевая кость. Лопатка. Ключица. Бедренная кость. Берцовые кости. Тазовая кость.

 

Закреплять навыки самостоятельной работы по карточкам

 

12

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

Соединение костей. Строение сустава.

Растяжение. Вывих. Перелом. Шина.

 

Продолжать развивать познавательные способности в процессе самостоятельной работы с учебником

 

13

Строение и значение мышц.

1

Строение мышечной ткани.

Скелетные мышцы. Гладкие мышцы. Сухожилия. Сократимость.

 

Учить выражать свои мысли и суждения на уроке

 

14

Основные группы мышц.

1

Значение мышц. Отделы скелета.

Мышцы головы. Мышцы туловища. Мышцы конечностей.

 

Продолжать развивать познавательные способности в процессе самостоятельной работы с учебником

 

15

Работа мышц.

1

Скелетная мышца.

Мышцы – сгибатели. Мышцы – разгибатели. Утомление мышц.

Опыт: «Статическая и динамическая нагрузка на мышцы».

Способствовать развитию познавательных способностей в процессе изучения нового материала

 

16

Осанка и здоровье человека.

1

Основные отделы скелета.

Осанка. Плоскостопие.

 

Закреплять навыки самостоятельной работы по карточкам

 

17

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

1

 

Двигательная активность.

 

Развивать умения давать ответы (развернутые, аргументированные) по ходу урока

 

18

Зачет по теме: «Опорно-двигательная система».

1

 

 

 

Развивать навыки самостоятельной работы

2 четверть

 

19

Значение и состав крови.

1

 

Плазма крови. Красные кровяные клетки. Белые кровяные клетки. Гемоглобин. Иммунитет.

Лабораторная работа: «Микроскопическое строение крови».

Развивать внимание, память при выполнении лабораторной работы

 

20

Строение и работа сердца.

1

Значение крови.

Кровообращение. Органы кровообращения. Сердце четырехкамерное. Клапаны сердца.

Демонстрация муляжа сердца млекопитающего.

Развивать умения работать с наглядными пособиями

 

21

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

1

Значение кровообращения.

Артерии. Капилляры. Вены. Артериальная и венозная кровь. Круги кровообращения.

 

Учить учащихся высказывать свое мнение, опираясь на факты, находить в тексте аргументы, подтверждающие правильный ответ

 

22

Движение крови по сосудам.

1

Кровеносные сосуды.

Пульс. Кровяное давление. Перераспределение крови.

Лабораторная работа: «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Побуждать учащихся к высказыванию своего мнения по тому или иному факту

 

23

Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови.

1

Значение крови. Кровеносные сосуды

Кровотечение. Свертывание. Переливание. Донор.

Экскурсия на златоустовскую станцию переливания крови

Развивать познавательный интерес учащихся во время экскурсии

 

24

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1

Значение кровеносной системы, сердца.

Тренировка сердца.

 

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

 

25

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды.

1

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Никотин. Алкоголь.

 

Развитие познавательных способностей при изучении новой темы

 

26

Органы дыхания.

1

 

Дыхательные пути. Голосовые связки. Голосовая щель. Легочные пузырьки. Носовая полость. Носоглотка. Гортань. Трахея. Бронхи. Легкие.

 

Развивать внимание, память при изучении материала

 

27

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

Органы дыхания. Малый круг кровообращения.

Легкие. Обмен газов в легких. Обмен газов в тканях.

Опыт: «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе».

Развивать навыки самостоятельной работы с учебником

 

28

Дыхательные движения.

1

 

Вдох. Выдох. Дыхательные движения.

 

Развивать умения анализировать

 

29

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

1

 

Грипп.

 

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

 

31

Гигиена дыхания. Искусственное дыхание.

1

Значение дыхания.

Искусственное дыхание. Наружный массаж сердца.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с учебником

 

32

Охрана воздушной среды.

1

 

 

 

Формирование умения высказывать свое мнение об охране воздушной среды

3 четверть

 

33

Зачет по теме: «Органы кровообращения и дыхания».

1

 

 

 

Развивать навыки самостоятельной работы

 

34

Значение и состав пищи.

1

Питание растений и животных. Химический состав клетки.

Питательные вещества.

Опыт: «Обнаружение Крахмала в хлебе и картофеле. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке».

Создавать условия для самостоятельности учащихся при выполнении задания.

 

35

Органы пищеварения.

1

Значение пищи. Значение крови.

Пищеварение. Пищеварительные соки.

 

Развивать внимание, память, мышление при работе с наглядными пособиями

 

36

Строение и значение зубов.

1

 

Молочные зубы. Постоянные зубы. Коронка. Шейка. Корень. Дентин. Эмаль.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

 

37

Пищеварение в ротовой полости.

1

Строение и значение зубов.

Слюна. Слюнные железы. Глотание.

Опыт: «Действие слюны на крахмал».

Развивать мыслительные процессы при изучении новой темы

 

38

Пищеварение в желудке.

1

Пищеварение в ротовой полости.

Желудочный сок. Соляная кислота.

Опыт: «Действие желудочного сока на белки».

Развивать наблюдательность, умения делать выводы при просмотре опыта

 

39

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке

Тонкая кишка. Толстая кишка. Печень. Желчь. Поджелудочная железа. Кишечный сок.

 

Развивать мыслительные операции при изучении новой темы

 

40

Гигиена питания.

1

 

Кулинарная обработка. Аппетит. Режим питания.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

 

41

Нормы питания.

1

Значение и состав пищи.

Норма питания.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

 

42

Витамины.

1

 

Витамины.

 

Развивать умения анализировать изучаемый материал

 

43

Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний.

1

Гигиена питания. Значение пищеварения.

Глисты.

 

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

 

44

Предупреждение пищевых отравлений.

1

Ядовитые грибы и растения.

 

 

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

 

45

Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на органы пищеварения.

1

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды, органы дыхания.

 

 

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

 

46

Зачет по теме: «Органы  Пищеварения».

1

 

 

 

Развивать навыки самостоятельной работы

 

47

Строение и значение почек.

1

Обмен веществ.

Почки. Мочеточники. Мочевой пузырь. Моча.

 

Развивать умения делать выводы из беседы с учителем

 

48

Предупреждение почечных заболеваний.

1

Строение и значение почек.

 

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

49

Значение и строение кожи.

1

 

Наружный слой. Внутренний слой. Жировая клетчатка. Сальные и потовые железы.

 

Развивать умения давать развернутые ответы на поставленные вопросы

 

50

Роль кожи в теплорегуляции. Оказание первой помощи при тепловом, солнечном ударах, ожогах и обморожениях.

1

Значение и строение кожи.

Теплорегуляция. Ожог. Обморожение.

 

Развивать умения слушать, приводить примеры из учебника, художественной литературы, из собственного опыта учащихся

 

51

Закаливание организма человека.

1

 

Закаливание. Солнечные ванны. Водные процедуры.

 

Развивать умения слушать, приводить примеры из учебника, художественной литературы, из собственного опыта учащихся

 

52

 Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

1

Значение и строение кожи.

 

 

Развивать умения делать выводы из беседы с учителем

4 четверть

 

53

Значение и строение нервной системы.

1

Строение и значение нервной ткани.

Возбудимость. Проводимость. Головной мозг. Спинной мозг. Нервы. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

 

Развивать умения связно и развернуто излагать факты

 

54

Спинной мозг, его строение и значение.

1

Строение позвоночника.

Спинной мозг. Белое вещество. Серое вещество.

 

Привлекать учащихся к решению проблемных задач

 

55

Головной мозг, его строение и значение.

1

Строение и соединение костей в черепе.

Продолговатый мозг. Мозжечок. Большие полушария. Кора мозга.

 

Привлекать учащихся к решению проблемных задач

 

56

Гигиена нервной системы.

1

Значение и строение нервной системы.

 

 

Развивать умения делать выводы из беседы с учителем

 

57

Режим дня.

1

 

Режим дня.

 

Развивать умения слушать, приводить примеры из учебника, художественной литературы, из собственного опыта учащихся

 

58

Сон и его значение.

1

Режим дня.

Сон. Сновидения.

 

Развивать умения слушать, приводить примеры из учебника, художественной литературы, из собственного опыта учащихся

 

59

Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

1

Значение и строение нервной системы.

Наркотические вещества. Алкоголизм.

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

60

Зачет по теме: «Нервная система».

1

 

 

 

Развивать навыки самостоятельной работы

 

61

Значение органов чувств.

1

 

Органы чувств. Зрение. Осязание. Слух. Вкус.

 

Развивать умения выражать свое отношение к изучаемому материалу

 

62

Орган зрения.

1

 

Глазное яблоко. Роговица. Радужная оболочка. Зрачок. Хрусталик. Сетчатка.

Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», модели глазного яблока.

Развивать внимание, память, мышление при работе с наглядными пособиями

 

63

Гигиена зрения.

1

Орган зрения.

Близорукость. Дальнозоркость.

 

Развивать умения связно и развернуто излагать факты

 

64

Орган слуха.

1

 

Наружное ухо. Среднее ухо. Внутреннее ухо. Барабанная перепонка. Слуховые косточки. Улитка.

Демонстрация модели уха.

Развивать внимание, память, мышление при работе с наглядными пособиями

 

65

Гигиена слуха.

1

Орган слуха.

 

 

Развивать умения связно и развернуто излагать факты

 

66

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

Значение и строение кожи.

Орган осязания. Орган обоняния. Орган вкуса. Вкусовой сосочек.

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

Охрана здоровья человека в Российской Федерации – 2 часа

 

Образовательные цели: познакомить учащихся с охраной здоровья в РФ.

 

Что должны знать: учреждения системы здравоохранения и социального обеспечения.

 

Дата

 

№ урока

Содержание

 

Кол-во

часов

Сопутствующее повторение

 

Словарь

 

Практическая часть

Коррекционная работа

 

67

Охрана здоровья в РФ.

1

 

 

 

Развивать познавательные способности при обобщении изученного материала

 

68

Зачет по разделу: «Человек».

1

 

 

 

Закреплять навыки обобщения и умения делать выводы

 

Национально – региональный компонент

по курсу «Естествознание»

9 класс 

Всего за год – 68 часов

НРК  - 6 часов

 

Тема урока

Количество часов

дата

Тема НРК

Содержание

1

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц

1

 

Быстрее, выше , сильнее…

Буклет «Город с именем Златоуст», газетный материал

2

Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови.

1

 

Донорская помощь в нашем городе.

Экскурсия на златоустовскую станцию переливания крови

3

Нормы питания

1

 

Нормы питания в школе и дома

Меню МС (К) ОШИ № 31 на один день

4

Витамины

1

 

Растения, которые кормят и лечат нас. Златоустовская кислица.

 Златоуст – город крылатого коня, с.52; З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова Окружающий мир – региональные особенности, уральский вариант, с 74

5

Предупреждение пищевых отравлений

1

 

Грибы Южного Урала и их роль в природе

З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова Окружающий мир – региональные особенности, уральский вариант, с 108

6

Охрана здоровья в РФ

1

 

Здравоохранение города Златоуста

Златоуст – город крылатого коня, 198

Hosted by uCoz