8 класс

Календарно-тематическое планирование уроков биологии

Классы: 8

Количество часов:

Всего: - 68 часов

 

Объяснительная записка

Данная объяснительная записка составлена на основе классификации В.В. Воронковой. Особенностью учащихся школы VIII вида является нарушение познавательной деятельности. Все учащиеся классы разделены на 4 группы по возможностям обучения.

 

Учащиеся 1 группы – хорошо усваивают программу.

Учащиеся 2 группы требуют индивидуального подхода при выполнении практических работ.

Учащиеся 3 группы усваивают материал с трудом. Им требуется значительная многократная помощь при усвоении тем, требующих установления причинно-следственных связей, в работе с символическими пособиями.

Учащиеся 4 группы выполняют задания после многократной проработки материала различными способами.

  

Дидактическое, методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса

 

класс

8

Образовательная область

Естествознание

Ф.И.О. педагога

Тихомирова Светлана Фёдоровна

Квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Учебная программа

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2001год. Биология.

Учебники

Биология. Животные.  8 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.И. Никишов, А.В. Теремов– М.: Просвещение, 2004.

Учебные пособия

 Биология 6-11 классы. Учебное электронное издание. Биология 6-9 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся 3 (4) кл. – Е.В. Григорьева. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. из-во, Юж.–Урал. изд.-торг. дом, 2001. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант / З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова – Челябинск, 2003

Дидактический материал

 

 

8 класс (68 часов)

Введение- 2 часа

 

Образовательные цели: знакомство с разнообразием животного мира, со значением животных и их охраной.

 

Что должны знать и уметь: основные отличия животных от растений.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во

часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

1 четверть

 

 

 

1

 

 

Многообразие животного мира.

1

 

 

Разнообразие растений.

Дикие, домашние.

 

Развитие умения обобщать, делать выводы, классифицировать по признакам животных

 

 

 

2

 

Значение животных и их охрана.

1

 

Значение растений.

 

Красная книга.

 

 

Развитие умения связно и развернуто излагать факты

 

Беспозвоночные животные – 11 часов

 

Образовательные цели: знакомство с общими признаками, с особенностями внешнего строения, образом жизни беспозвоночных животных (черви, насекомые).

 

Что должны знать и уметь: признаки сходства и различия между червями и насекомыми. Места обитания, образ жизни, поведение беспозвоночных животных. Названия некоторых типичных представителей изученных животных; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека. Узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

 

Дата 

№ урока

Содержание 

Кол-во

часов

Сопутствующее повторение

Словарь 

Практическая часть

Коррекционная работа

 

3

Общие признаки беспозвоночных животных.

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразование.

1

Микроскоп.

Общие признаки беспозвоночных животных.

Беспозвоночные.

Членики. Щетинки.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Развивать умения классифицировать животных на группы по признакам

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

4

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

1

Общие признаки червей.

Черви-паразиты.

 

Развитие умений применять полученные знания в своей жизни

 

5

Внешнее строение и образ жизни насекомых.

1

Общие признаки беспозвоночных животных

Насекомые. Части тела: голова, грудь, брюшко.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекции.

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

6

Внешнее строение и образ жизни бабочки-капустницы.

1

Общие признаки насекомых.

Усики. Хоботок. Гусеницы. Куколка. Вредители.

Демонстрация коллекции насекомых.

Развитие памяти, внимания, речи при изучении новой темы

 

7

Наблюдение за насекомыми в природе.

1

Общие признаки насекомых

 

Экскурсия в природу.

Развитие наблюдательности, умения делать выводы

 

8

Внешнее строение и образ жизни яблонной плодожорки.

1

Общие признаки насекомых

Вредитель плодовых садов.

Демонстрация коллекции насекомых.

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

9

Внешнее строение и образ жизни майского жука.

1

Общие признаки насекомых

Вредитель лесов и парков.

Демонстрация коллекции насекомых.

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

10

Внешнее строение и образ жизни комнатной мухи.

1

Общие признаки насекомых

Пленчатые крылья. Переносчик возбудителей заразных болезней.

Демонстрация коллекции насекомых

Развитие наблюдательности, умения делать выводы при изучении комнатной мухи

 

11

Внешнее строение и образ жизни медоносной пчелы.

1

Общие признаки насекомых

Матка. Трутни. Рабочая пчела. Соты. Щеточки. Корзиночки. Жало. Роение. Пчеловодство.

Демонстрация коллекции насекомых

Развитие умения составлять рассказ о строении рабочей пчелы

 

12

Внешнее строение и образ жизни тутового шелкопряда.

1

Общие признаки насекомых

Шелковица. Шелководство. Кокон.

Демонстрация коллекции насекомых.

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

13

Зачет по теме: «Беспозвоночные животные».

1

 

 

 

Развитие навыков самостоятельной работы

 

Позвоночные – 55 часов

 

Образовательные цели: познакомить с особенностями  внешнего вида, скелета, внутреннего строения позвоночных животных. Знакомство группами животных, со значением и охраной.

 

Что должны знать и уметь:  признаки сходства и различия между изученными группами животных. Общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных. Места обитания. Образ жизни, поведение тех животных, которые знакомы учащимся. Названия некоторых типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека. Основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными. Узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах). Кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных. Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных. Проводить несложный уход за некоторыми домашними  животными, имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении, повадках).

 

Дата

 

№ урока

Содержание

 

Кол-во

часов

Сопутствующее повторение

Словарь

 

Практическая часть

Коррекционная работа

 

14

Общие признаки позвоночных животных.

Внешнее строение и скелет рыбы.

1

Общие признаки беспозвоночных животных

Общие признаки позвоночных животных.

Позвоночные. Скелет.

Части тела рыбы: голова, туловище, хвост. Чешуя. Костная пластинка. Боковая линия. Плавники. Позвоночник. Позвонков.

Демонстрация живой рыбы, скелета.

Развивать умения классифицировать животных на группы по признакам

Развитие умений отвечать развернутыми ответами на вопросы учителя

 

15

Внутреннее строение рыбы.

1

Внешнее строение рыбы.

Органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

 

Развитие умений использовать наглядность при ответах на вопросы учителя

 

16

Размножение и развитие рыб.

1

Внешнее строение рыбы.

Икринки. Запас питательных веществ. Личинки рыб. Мальки.

 

Развитие умений связно и развернуто излагать факты

 

17

Речные рыбы (окунь, щука).

1

Внешнее строение рыбы

Речные рыбы.

 

Формировать умения составлять сообщение на предложенную тему

 

18

Морские рыбы (треска, сельдь).

1

Внешнее строение рыбы

Морские рыбы.

 

Формировать умения составлять сообщение на предложенную тему

2 четверть

 

19

Рыбный промысел и рыбоводство.

1

Морские и речные рыбы.

Рыбный промысел. Трал. Рыбоводство.

 

Развивать умения делать выводы из беседы с учителем.

 

20

Зачет по теме: «Рыбы».             

1

 

 

 

Развитие навыков самостоятельной работы

 

21

Среда обитания и внешнее строение земноводных.

1

Признаки сходства и отличия  земноводных и рыб.

Земноводные. Части тела: голова, туловище, конечности.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

22

Внутреннее строение земноводных.

1

Внешнее строение земноводных.

Костный скелет. Череп.

 

Развитие умений использовать наглядность при ответах на вопросы учителя

 

23

Размножение и развитие лягушки.

1

Внешнее строение земноводных.

Головастики.

 

Развитие умений связно и развернуто излагать факты

 

24

Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

1

Общие признаки позвоночных животных. Признаки сходства и отличия  пресмыкающихся и земноводных.

Пресмыкающиеся.

Демонстрация влажных препаратов.

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

25

Внутреннее строение пресмыкающихся.

1

Внешнее строение пресмыкающихся.

Легкие. Трехкамерное сердце.

 

Развитие умений использовать наглядность при ответах на вопросы учителя

 

26

Размножение и развитие пресмыкающихся.

1

Внешнее строение пресмыкающихся

Яйцо. Кожистая оболочка.

 

Развитие умений связно и развернуто излагать факты

 

27

 Зачет по теме: «Земноводные и пресмыкающиеся».

1

 

 

 

Развитие навыков самостоятельной работы

 

28

Особенности внешнего строения птиц.

1

Общие признаки позвоночных животных

Птицы. Контурные,  пуховые перья. Клюв. Слуховые отверстия. Маховые и рулевые перья.

Демонстрация  чучел птиц.

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

29

Особенности скелета птицы.

1

Общие признаки позвоночных животных

Киль.

Демонстрация скелета птицы.

Развитие умений использовать наглядность при ответах на вопросы учителя

 

30

Особенности внутреннего строения птицы.

1

Общие признаки позвоночных животных

Тонкостенные воздушные мешки. Четырехкамерное сердце.

 

Развитие умений использовать наглядность при ответах на вопросы учителя

 

31

Размножение и развитие птиц.

1

Внешнее строение птиц.

Яйцо. Желток. Белок. Зародыш. Канатики. Воздушная камера.

Демонстрация модели строения яйца.

Развитие умений связно и развернуто излагать факты

 

32

Птицы, кормящиеся в воздухе.

1

Внешнее строение птиц.

Насекомоядные птицы.

 

Формировать умения составлять сообщение на предложенную тему

3 четверть

 

33

Птицы леса.

1

Внешнее строение птиц.

Синичники.

 

Формировать умения составлять сообщение на предложенную тему

 

34

Хищные птицы.

1

Внешнее строение птиц.

Хищные птицы.

 

Формировать умения составлять сообщение на предложенную тему

 

35

Птицы пресных водоемов.

1

Внешнее строение птиц.

Водоплавающие птицы. Плавательные перепонки.

 

Развитие умений связно и развернуто излагать факты

 

36

Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

1

Внешнее строение птиц.

Птичье молоко.

 

Развитие умений связно и развернуто излагать факты

 

37

Домашние куры.

1

Внешнее строение птиц

Гребень. Сережки. Серповидные перья. Шпоры.

 

Развитие внимания, памяти, мышления при изучении новой темы

 

38

Домашние утки и гуси.

1

Внешнее строение птиц.

 

 

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

39

Развитие птицеводства.

1

Домашняя птица.

Птицеводческие фабрики. Куры-несушки.

 

Развитие умений связно и развернуто излагать факты

 

40

Экологические группы птиц Южного Урала.

1

Внешнее строение птиц

 

Экскурсия в краеведческий музей.

Развитие наблюдательности, памяти при проведении экскурсии

 

41

Зачет по теме: «Птицы».

1

 

 

 

Развитие навыков самостоятельной работы

 

42

Внешнее строение млекопитающих.

1

Признаки позвоночных животных.

Млекопитающие. Волосяной покров. Линька. Наружная ушная раковина.

Демонстрация чучел и влажных препаратов.

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

43

Особенности скелета и нервной системы.

1

Общие признаки млекопитающих.

Шейные, грудные, поясничные позвонки.

Демонстрация скелета.

Развитие умений использовать наглядность при ответах на вопросы учителя

 

44

Внутренние органы млекопитающих.

1

Общие признаки млекопитающих.

Полость тела.

Демонстрация влажных препаратов.

Развитие умений использовать наглядность при ответах на вопросы учителя

 

45

Внешнее строение и образ жизни грызунов.

1

Общие признаки млекопитающих

Растительноядные.

 

Развитие умений связно и развернуто излагать факты

 

46

Значение грызунов в природе и жизни человека.

1

Общие признаки грызунов.

 

 

Развитие навыков самостоятельной работы с учебником

 

47

Внешнее строение и образ жизни зайцеобразных.

1

Общие признаки млекопитающих

Зайцеобразные.

 

Развитие умений связно и развернуто излагать факты

 

48

Разведение домашних кроликов.

1

Общие признаки зайцеобразных.

Породы кроликов: белый и серый великаны, шиншилла, русский горностаевый, бабочка.

 

Развитие внимания, памяти, мышления при изучении новой темы

 

49

Внешнее строение и образ жизни хищных зверей.

1

Общие признаки млекопитающих

Хищные звери.

 

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

50

Дикие пушные хищные звери.

1

Общие признаки хищных зверей.

Ценный мех.

 

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

51

Разведение норки на зверофермах.

1

Общие признаки хищных зверей.

Зверофермы.

 

Развитие внимания, памяти, мышления при изучении новой темы

 

52

Внешнее строение домашних хищников (кошка, собака) и уход за ними.

1

Общие признаки хищных зверей.

 

 

Формировать умения составлять сообщение на предложенную тему

4 четверть

 

53

Внешнее строение и образ жизни ластоногих животных.

1

Общие признаки млекопитающих

Ластоногие. Ласты.

 

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

54

Внешнее строение и образ жизни китообразных.

1

Общие признаки млекопитающих

Китообразные. Дыхало. Китовый ус.

 

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

55

Внешнее строение и образ жизни парнокопытных животных.

1

Общие признаки млекопитающих

Парнокопытные. Жвачные. Всеядные.

 

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем.

 

56

Внешнее строение и образ жизни непарнокопытных животных.

1

Общие признаки млекопитающих

Непарнокопытные. Табун.

 

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

57

Внешнее строение и образ жизни приматов.

1

Общие признаки млекопитающих

Приматы.

 

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

58

Млекопитающие Южного Урала.

1

 

 

Экскурсия в краеведческий музей.

Развитие наблюдательности, памяти при проведении экскурсии

 

59

Зачет по теме «Млекопитающие животные»

1

Признаки сходства и различия изученных групп животных.

 

 

Развитие умений применять знания в практической деятельности

 

60

Внешнее строение, породы, уход за коровами.

1

Общие признаки парнокопытных животных.

Молочная продуктивность коров. Животноводческие фермы.

 

Развитие умений связно и развернуто излагать факты

 

61

Выращивание телят.

1

Общие признаки парнокопытных животных

Телятники

 

Формирование умения составлять связное высказывание по плану

 

62

Внешнее строение, породы, уход за овцами.

1

Общие признаки парнокопытных животных.

Пастбище. Овцеводческие фермы. Чабан. Овчарни. Кошары.

 

Формировать умения составлять сообщение на предложенную тему

 

63

Выращивание ягнят.

1

Общие признаки парнокопытных животных

 

 

Развитие внимания, памяти, мышления при изучении новой темы

 

64

Внешнее строение, разведение верблюдов.

1

Общие признаки парнокопытных животных

 

 

Развитие умения составлять рассказ по предложенному плану учителем

 

65

Внешнее строение, разведение северных оленей.

1

Общие признаки парнокопытных животных

Нарты.

 

Развитие умений использовать наглядность при ответах на вопросы учителя

 

66

Внешнее строение, породы, уход за свиньями. Выращивание поросят.

1

Общие признаки парнокопытных животных

Свиноводство. Свиноводческие фермы.

 

Развитие умений использовать наглядность при ответах на вопросы учителя

 

67

Внешнее строение, породы, содержание лошадей. Выращивание жеребят.

1

Общие признаки непарнокопытных животных.

Тяжеловозные лошади. Рысаки. Верховые лошади. Конюх. Конюшни.

 

Развитие умений связно и развернуто излагать факты

 

68

Зачет по теме: «Сельскохозяйственные млекопитающие»

1

Признаки сходства и различия изученных групп животных.

 

 

Развитие психических процессов при повторении изученного материала

 

Национально – региональный компонент

по курсу «Естествознание» 

 

 

Всего за год – 68 часов

НРК  - 16 часов

  

Тема урока

Количество часов

дата

Тема НРК

Содержание

1

Внешнее строение и образ жизни насекомых

1

 

Насекомые

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

2

Рыбный промысел и рыбоводство.

1

 

Рыбы

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

3

Среда обитания и внешнее строение земноводных

1

 

Земноводные

 Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

4

Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся

1

 

Пресмыкающиеся

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

5

Птицы леса

1

 

Птицы леса

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

6

Хищные птицы

1

 

Хищные птицы

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

7

Птицы пресных водоемов

1

 

Околоводные птицы

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

8

Развитие птицеводства

1

 

Птицеводство

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

9

Внешнее строение и образ жизни грызунов

1

 

Полевка

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

10

Разведение домашних кроликов.

1

 

Кролиководство

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

11

Внешнее строение и образ жизни хищных зверей

1

 

Хищные животные

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

12

Внешнее строение и образ жизни парнокопытных животных

1

 

Растительноядные животные

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

13

Млекопитающие Южного Урала

 

 

Экскурсия в краеведческий музей «Млекопитающие Южного Урала»

 

14

Внешнее строение, породы, уход за коровами.

1

 

Крупный рогатый скот

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

15

Внешнее строение, породы, уход за овцами.

1

 

Мелкий рогатый скот

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

16

Внешнее строение, породы, уход за свиньями. Выращивание поросят

1

 

Свиноводство

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

17

Внешнее строение, породы, содержание лошадей. Выращивание жеребят

1

 

Коневодство

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

Hosted by uCoz