7 класс

  Календарно-тематическое планирование уроков биологии

 

Классы: 7

Количество часов:

Всего: - 68 часов

 

Объяснительная записка

 

Данная объяснительная записка составлена на основе классификации В.В. Воронковой. Особенностью учащихся школы VIII вида является нарушение познавательной деятельности. Все учащиеся классы разделены на 4 группы по возможностям обучения.

 

Учащиеся 1 группы – хорошо усваивают программу.

Учащиеся 2 группы требуют индивидуального подхода при выполнении практических работ.

Учащиеся 3 группы усваивают материал с трудом. Им требуется значительная многократная помощь при усвоении тем, требующих установления причинно-следственных связей, в работе с символическими пособиями.

Учащиеся 4 группы выполняют задания после многократной проработки материала различными способами.

 

Дидактическое, методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса

 

класс

7

Образовательная область

Естествознание

Ф.И.О. педагога

Тихомирова Светлана Фёдоровна

Квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Учебная программа

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2001год. Биология.

Учебники

Биология. Растения. Грибы. Бактерии.  7 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Учебные пособия

Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся 3 (4) кл. – Е.В. Григорьева. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. из-во, Юж.–Урал. изд.-торг. дом, 2001. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант / З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова – Челябинск, 2003. Биология 6-11 классы. Учебное электронное издание. Биология 6-9 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.

Дидактический материал

 

 

7 класс (68 часов)

Введение-2 часа

 

Образовательные цели: познакомить с многообразием растений, значением и их охраной.

 

Что должны знать и уметь: должны знать о  значении и охране растений.

 

Дата

 

№ урока

Содержание

 

Кол-во

часов

Сопутствующее повторение

 

Словарь

 

Практическая часть

Коррекционная работа

1 четверть

 

 

 

1

 

 

Многообразие живой природы

1

 

 

 

Неживая природа. Живая природа. Биология. Живые организмы: растения, бактерии, грибы, животные, люди. Растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы.

    

 

 

Развитие умения классифицировать предметы неживой природы, дифференцировать от предметов живой природы и искусственных.

 

2

Значение растений и их охрана

1

 

Культурные растения: пищевые, кормовые, декоративные.

 

Развитие речи при составлении рассказа о правилах поведения в природе

 

Общее знакомство с цветковыми растениями – 2 часа

 

Образовательные цели: познакомить учащихся  со строение и значением органов цветкового растения.

 

Что должны знать и уметь: Должны знать строение и общие биологические особенности цветковых растений.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

3

Внешнее строение цветкового растения

1

 

Органы цветкового  растения: корень, побег (стебель с листьями и почками), цветок, семя, плод.

 

Развитие умений работать с наглядными пособиями на доске и рисунками в учебнике

 

4

Органы цветкового растения

1

Органы цветкового растения

 

Лабораторная работа № 1

Развитие навыков самостоятельной работы

 

Цветение и плодоношение растений – 6 часов

 

Образовательные цели: познакомить учащихся со строением цветка.

 

Что должны знать и уметь: разницу между одиночным цветком и соцветием, способы опыления  растений и распространения плодов и семян в природе.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

5

Цветки и соцветия

1

Органы цветкового растения

Строение цветка: пестик, тычинка, венчик из лепестков. Завязь. Соцветие – группа цветков.

 

Развитие умений работать с наглядными пособиями на доске и рисунками в учебнике

 

6

Строение цветка

1

 

 

Лабораторная работа № 2

Развитие навыков самостоятельной работы

 

7

Опыление и оплодотворение цветков

1

Строение цветка, соцветие

Опыление. Оплодотворение.

 

Развитие речи при составлении ответов на вопросы учителя

 

8

Разнообразие плодов и семян

1

Опыление, оплодотворение

Плоды сочные. Плоды сухие.

 

Развитие умений классифицировать при изучении сочных и сухих плодов

 

9

Распространение плодов и семян

1

Плоды сухие и сочные

Приспособления к распространению плодов и семян. Крылатки. Прицепки. Пушинки (парашютики). Сочные съедобные плоды.

 

Развитие речи при составлении рассказа по рисункам учебника

 

10

Экскурсия в природу ранней осенью

1

Правила поведения в природе

 

 

Развитие наблюдательности

 

Семена растений – 4 часа

 

Образовательные цели: познакомить со строением семени однодольных и двудольных растений.

 

Что должны знать и уметь: различать однодольные и двудольные растения по строению семени, особенности всхожести семян и условия для прорастания семян.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

11

Строение семени с двумя семядолями

1

Органы цветкового растения

Двудольные растения. Семенная кожура. Семядоля. Зародыш.

Лабораторная работа №3

Развитие навыков самостоятельной работы

 

12

Строение семени с одной семядолей

1

 

Однодольные растения. Плод – зерновка (у пшеницы, ржи, овса, кукурузы).

Лабораторная работа № 4

Развитие навыков самостоятельной работы

 

13

Условия, необходимые для прорастания семян

1

Строение семени

Размножение семенами. Условия для прорастания семян: вода, воздух, тепло.

 

Развитие речи при ответах на вопросы учителя

 

14

Всхожесть семян

1

Строение семени

Всхожесть. Глубина заделки семян.

 

Развитие познавательных процессов при изучении новой темы

 

Корни и корневые системы – 4 часа

 

Образовательные цели: познакомить с разнообразием и значением корней в жизни растения.

 

Что должны знать и уметь: различать однодольные и двудольные растения по строению корневой системы.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

15

Разнообразие и значение корней

1

Органы цветкового растения

Корни: главный корень, боковые корни, придаточные корни. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Окучивание.

 

Развитие умений дифференцировать понятия, внимания, памяти при изучении корневых систем

 

16

Строение корня

1

Разнообразие и значение корней

Корневой чехлик. Корневые волоски.

 

Развитие умений приводить доказательства при ответах на вопросы

 

17

Видоизменение корней

 

1

 

Корнеплод. Корневой клубень – корнеклубень.

 

Развитие наблюдательности

 

18

Итоговое занятие за 1 четверть

1

 

 

 

Развитие внимания, памяти , речи при повторении материала

 

Лист – 6 часов

 

Образовательные цели: познакомить со строением и значением листьев в жизни растений.

 

Что должны знать и уметь: различать однодольные и двудольные растения по строению листьев. Значение зеленых растений для жизни на Земле.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

2 четверть

 

19

Внешнее строение листа

 

1

Органы цветкового растения

Лист: листовая пластинка и черешок.

 

Развитие внимания, памяти при изучении частей листа, определении признаков однодольных и двудольных растений

 

20

Листья простые и сложные

 

1

Внешнее строение листа

Простой лист. Сложный лист.

 

Развитие речи при подготовке рассказа с опорой на наглядность

 

21

Значение листьев в жизни растений

 

 1

Внешнее строение листа

Минеральные (неорганические) вещества. Органические вещества. Образование при помощи света в зеленых растениях органических веществ из неорганических – воды и углекислого газа. Выделение кислорода.

 

Развитие умений приводить доказательства при ответах на вопросы

 

22

Испарение воды листьями

 

1

Значение корней

Круговорот воды в природе. Испарение.

 

Развитие речи при ответах на вопросы учителя

 

23

Дыхание растений

 

1

 

Дыхание – поглащение кислорода и выделение углекислого газа. Газообмен – обмен газами.

 

Развитие умения классифицировать понятия

 

24

Листопад и его значение

 

1

Внешнее строение листа

Листопад. Листопадные и вечнозеленые растения.

 

Развитие умений пересказывать текст с опорой на план

 

Стебель – 3 часа

 

Образовательные цели: познакомить со строением и значением стебля в жизни растений.

 

Что должны знать и уметь: особенности строения побега, его значение в жизни растения.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

25

Строение и значение стебля

 

1

Органы цветкового растения

Значение стебля: опорное, транспортное, запасающее. Кора. Пробка. Луб. Камбий. Древесина. Сердцевина. Годичное кольцо.

 

Развитие внимания и мышления при работе с рисунками учебника

 

26

Передвижение в стебле воды с растворенными в ней веществами

 

1

Значение стебля в жизни растений

Сосуды древесины. Вода и растворы минеральных веществ поднимаются по древесине вверх – от корня к листьям. По лубу (внутренней части коры) растворы органических веществ оттекают от листьев вниз – к корням и другим органам.

 

Развитие умения анализировать при изучении новой темы

 

27

Разнообразие и видоизменение побегов

 

1

Строение и значение стебля

Видоизмененные подземные побеги: клубень, корневище, луковица. Видоизмененные надземные побеги – усы. 

 

Развитие мышления и внимания при работе с рисунками учебника

 

Растение – целостный организм – 3 часа

 

Образовательные цели:  Сформировать понятие о растении, как целостном организме.

 

Что должны знать и уметь: Должны знать строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу между одиночным цветком и соцветием. Должны уметь различать органы цветковых растений, однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев, семян, приводить примеры однодольных и двудольных растений.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

28

Взаимосвязи органов растения

 

1

Органы цветкового растения

Растение – целостный организм. В организме все органы взаимосвязаны.

 

Развитие познавательных процессов при закреплении знаний о строении цветкового растения

 

29

Взаимосвязи растений с окружающей их  средой обитания

 

1

 

Среда обитания – условия жизни.

 

Развитие речи при ответах на вопросы

 

30

Контрольный урок по теме: «Органы цветкового растения»

 

1

 

 

 

Развитие навыков самостоятельной работы

 

Многообразие бактерий и грибов – 4 часа

 

Образовательные цели: познакомить учащихся с двумя царствами живой природы: бактериями, грибами, со значением их в природе и жизни человека.

 

Что должны знать и уметь: названия некоторых бактерий, грибов; разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

31

Бактерии, их разнообразие и размножение

 

1

 

Одноклеточные организмы. Бактерия. Спора. Размножение делением клетки.

 

Развитие внимания, памяти, мышления при изучении новой темы

 

32

Значение бактерий в природе и жизни человека

 

1

Разнообразие бактерий

Бактерии: гнилостные, молочнокислые, кишечные, болезнетворные.

 

Формирование умений ориентироваться в тексте учебника

3 четверть

 

33

Грибы, их строение

 

1

 

Грибница. Плодовое тело. Грибы шляпочные. Спора.

 

Развивать умения работать с макетами и таблицами

 

34

Разнообразие грибов

 

1

Строение грибов

Грибы съедобные и несъедобные (ядовитые). Мухомор. Бледная поганка.

 

Развитие умения анализировать, обобщать и дифференцировать узучаемые понятия

 

Растения – 8 часов

 

Образовательные цели: познакомить учащихся с другими группами растений: мхами. Папоротниками, голосеменными.

 

Что должны знать и уметь: отличать цветковые растения ото мхов, папоротников и голосеменных растений.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

35

Мхи

 

1

Цветковые растения

Ризоиды. Кукушкин лен –  зеленый мох.

 

Развивать умения работать с таблицами

 

36

Торфяной мох сфагнум

 

1

Строение мха

Торф. Сфагнум – торфяной мох.

 

Развитие умений составлять рассказ по опорным словам

 

37

Папоротники

 

1

Строение мха

Папоротник. Каменный уголь.

 

Учить выражать свои мысли и суждения на урок

 

38

Голосеменные растения

 

1

Строение цветкового растения

Голосеменные растения. Хвойные растения. Хвоинки. Хвоя. Шишки.

 

Развивать умения работать с таблицами

 

39

Сосна и ель – хвойные деревья

 

1

Хвойные растения

Сосна. Ель.

 

Развитие умений составлять рассказ по опорным словам

 

40

Покрытосеменные – это цветковые растения

 

1

Различие споровых растений и семенных

Покрытосеменные – цветковые растения. Плоды развиваются их цветков. Семена находятся в плодах.

 

Развивать умения давать ответы (развернутые, аргументированные) по ходу урока

 

41

Многообразие растительного мира (обобщающий урок)

 

1

Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные.

 

 

Развивать внимание, память, мышление при изучении нового материала с использованием ЦОР

 

42

Экскурсия в краеведческий музей

1

 

 

 

Развивать познавательный интерес учащихся во время экскурсии

 

Однодольные и двудольные цветковые растения – 17 часов

 

Образовательные цели: познакомить учащихся с делением цветковых растений на семейства; со строением и значением растений

 

Что должны знать и уметь: Названия некоторых цветковых растений; строение и биологические особенности цветковых растений; Некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных. Уметь приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных  растений; выращивать некоторые цветочно-декоративные растения.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

43

Различия однодольных и двудольных растений

 

1

Строение семени

Семейство – группа родственных растений.

 

Развивать внимание, память при изучении нового материала.

 

44

Однодольные растения. Семейство Злаки

 

1

Признаки однодольных растений

Семейство Злаки. Стебель – соломина. Плод – зерновка.

 

Развитие умений работать с наглядными пособиями

 

45

Зерновые хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень

 

1

Признаки семейства злаков

Пшеница. Рожь. Ячмень. Хлебные злаки. Соцветие – колос.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

 

46

Зерновые злаки – овес, кукуруза

 

1

Признаки семейства злаков

Овес. Кукуруза. Соцветия – метелка, початок.

 

Развивать умения анализировать изучаемый материал

 

47

Однодольные растения. Семейство Лилейные

 

1

Признаки однодольных растений

Семейство Лилейные. Плоды – ядовитые ягоды и коробочки. Растения открытого и закрытого грунта.

 

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

 

48

Лук и чеснок – пищевые лилейные растения

 

1

Признаки семейства лилейных растений

Лук – репчатый и декоративный. Чеснок. Донце луковицы – короткий сжатый стебель.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

 

49

Строение луковицы

 

1

 

 

Лабораторная работа № 5

Развитие навыков самостоятельной работы

 

50

Двудольные растения. Семейство Пасленовые

 

1

Признаки двудольных растений

Семейство Пасленовые. Паслен. Томаты. Баклажан. Перец. Плоды пасленовых – ягоды. У всех дикорастущих пасленовых плоды ядовиты.

 

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

 

51

Картофель – пищевое пасленовое растение

 

1

Признаки семейства Пасленовых

Побеги картофеля подземные. Клубни – утолщение побегов. Окучивание.

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

52

Строение клубня картофеля

 

1

 

 

Лабораторная работа № 6

Развитие навыков самостоятельной работы

4 четверть

 

53

Двудольные растения. Семейство Бобовые

 

1

Признаки двудольных растений

Семейство Бобовые или Мотыльковые. Плод – боб. Пищевые бобовые – горох, фасоль, соя.

 

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

 

54

Кормовые бобовые растения

 

1

Признаки семейства Бобовые

Кормовые травы – клевер, люпин. «Зеленое удобрение».

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

55

Двудольные растения. Семейство Розоцветные

 

1

Признаки двудольных растений

Семейство Розоцветные. Шиповник. Роза. Фруктовые деревья: яблоня, груша, вишня, абрикос, персик. Ягодные: кустарник малина, травяное растение земляника.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

 

56

Биологические особенности растений сада – яблони, малины, земляники

 

1

Признаки семейства Розоцветных

Размножение семенами. Рассада. Саженцы. Ползучие побеги – усы.

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

57

Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод

 

1

Биологические особенности растений сада

Правила ухода: кормушки для птиц, побелка стволов, обрезка старых побегов, укрытие стволов от грызунов.

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

58

Двудольные растения. Семейство Сложноцветные

 

1

Признаки двудольных растений

Семейство Сложноцветные, Однолетние, двулетние, многолетние растения. Соцветие – корзинка.

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

59

Подсолнечник – важное пищевое сложноцветное растение

 

1

Признаки семейства Сложноцветные

Подсолнечник однолетний. Подсолнечное масло.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

 

60

Контрольный урок пот теме: «Однодольные и двудольные цветковые растения»

 

1

Признаки однодольных и двудольных растений

 

 

Развитие навыков самостоятельной работы

 

Практические работы с комнатными и цветковыми растениями – 8 часов

 

Образовательные цели: научить учащихся выполнять работы в саду.

 

Что должны знать и уметь: выращивать и ухаживать за комнатными растениями, выполнять работу на пришкольном участке и в саду.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

61 - 62

Выращивание комнатных растений

2

 

Комнатное растение. Перевалка. Пересадка. Земляная смесь.

Практическая работа по перевалки и пересадки комнатных растений

Развитие практических навыков

 

63 - 66

Работа на пришкольном участке, в саду

4

 

Огородный и садовый инвентарь: лопата, грабли, тяпка, лейка, секатор.

Практические работы в саду

Развитие практических навыков

 

67

Экскурсия в лес (парк) весной

1

 

 

 

Развивать познавательный интерес учащихся во время экскурсии

 

68

Растение – живой организм

1

 

 

 

Развитие навыков самостоятельной работы

 

Национально – региональный компонент

по курсу «Естествознание»

7 класс

 

 

Всего за год – 68 часов

НРК  - 9 часов

 

Тема урока

Количество часов

дата

Тема НРК

Содержание

1

Значение растений и их охрана

1

 

Растения области, нуждающиеся в охране

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

2

Экскурсия в природу ранней осенью

1

 

Растения нашего края осенью

Экскурсия

3

Разнообразие грибов

1

 

Грибы-двойники

 

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

4

Сосна и ель – хвойные деревья

1

 

Растения лесов Челябинской области

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

5

Экскурсия в краеведческий музей

1

 

Разнообразие растительного мира на Южном Урале

Экскурсия

6

Зерновые хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень

1

 

Выращивание ржи на Южном Урале

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

7

Зерновые злаки – овес, кукуруза

1

 

Полеводство в нашем крае

 

8

Двудольные растения. Семейство Пасленовые

1

 

Овощеводство на Южном Урале

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

9

Картофель – пищевое пасленовое растение

1

 

Выращивание картофеля в Челябинской области

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

10

Биологические особенности растений сада – яблони, малины, земляники

1

 

Садоводство в Челябинской области

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

11

Экскурсия в лес (парк) весной

 

 

Растения нашего края весной

Экскурсия

Hosted by uCoz
top>

Экскурсия

Hosted by uCoz