Календарно-тематическое планирование уроков биологии
Классы: 7
Количество часов:
Всего: - 68 часов
Объяснительная записка
Данная объяснительная записка составлена на основе классификации В.В. Воронковой. Особенностью учащихся школы VIII вида является нарушение познавательной деятельности. Все учащиеся классы разделены на 4 группы по возможностям обучения.
Учащиеся 1 группы – хорошо усваивают программу.
Учащиеся 2 группы требуют индивидуального подхода при выполнении практических работ.
Учащиеся 3 группы усваивают материал с трудом. Им требуется значительная многократная помощь при усвоении тем, требующих установления причинно-следственных связей, в работе с символическими пособиями.
Учащиеся 4 группы выполняют задания после многократной проработки материала различными способами.
Дидактическое, методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса
класс |
7 |
Образовательная область |
Естествознание |
Ф.И.О. педагога |
Тихомирова Светлана Фёдоровна |
Квалификационная категория |
Первая квалификационная категория |
Учебная программа |
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2001год. Биология. |
Учебники |
Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. |
Учебные пособия |
Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся 3 (4) кл. – Е.В. Григорьева. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. из-во, Юж.–Урал. изд.-торг. дом, 2001. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант / З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова – Челябинск, 2003. Биология 6-11 классы. Учебное электронное издание. Биология 6-9 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. |
Дидактический материал |
|
7 класс (68 часов)
Введение-2 часа
Образовательные цели: познакомить с многообразием растений, значением и их охраной.
Что должны знать и уметь: должны знать о значении и охране растений.
Дата
|
№ урока |
Содержание
|
Кол-во
часов |
Сопутствующее повторение
|
Словарь
|
Практическая часть |
Коррекционная работа |
1 четверть |
|
1
|
Многообразие живой природы |
1
|
|
Неживая природа. Живая природа. Биология. Живые организмы: растения, бактерии, грибы, животные, люди. Растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы. |
|
Развитие умения классифицировать предметы неживой природы, дифференцировать от предметов живой природы и искусственных. |
|
2 |
Значение растений и их охрана |
1 |
|
Культурные растения: пищевые, кормовые, декоративные. |
|
Развитие речи при составлении рассказа о правилах поведения в природе |
Общее знакомство с цветковыми растениями – 2 часа
Образовательные цели: познакомить учащихся со строение и значением органов цветкового растения.
Что должны знать и уметь: Должны знать строение и общие биологические особенности цветковых растений.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
3 |
Внешнее строение цветкового растения |
1 |
|
Органы цветкового растения: корень, побег (стебель с листьями и почками), цветок, семя, плод. |
|
Развитие умений работать с наглядными пособиями на доске и рисунками в учебнике |
|
4 |
Органы цветкового растения |
1 |
Органы цветкового растения |
|
Лабораторная работа № 1 |
Развитие навыков самостоятельной работы |
Цветение и плодоношение растений – 6 часов
Образовательные цели: познакомить учащихся со строением цветка.
Что должны знать и уметь: разницу между одиночным цветком и соцветием, способы опыления растений и распространения плодов и семян в природе.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
5 |
Цветки и соцветия |
1 |
Органы цветкового растения |
Строение цветка: пестик, тычинка, венчик из лепестков. Завязь. Соцветие – группа цветков. |
|
Развитие умений работать с наглядными пособиями на доске и рисунками в учебнике |
|
6 |
Строение цветка |
1 |
|
|
Лабораторная работа № 2 |
Развитие навыков самостоятельной работы |
|
7 |
Опыление и оплодотворение цветков |
1 |
Строение цветка, соцветие |
Опыление. Оплодотворение. |
|
Развитие речи при составлении ответов на вопросы учителя |
|
8 |
Разнообразие плодов и семян |
1 |
Опыление, оплодотворение |
Плоды сочные. Плоды сухие. |
|
Развитие умений классифицировать при изучении сочных и сухих плодов |
|
9 |
Распространение плодов и семян |
1 |
Плоды сухие и сочные |
Приспособления к распространению плодов и семян. Крылатки. Прицепки. Пушинки (парашютики). Сочные съедобные плоды. |
|
Развитие речи при составлении рассказа по рисункам учебника |
|
10 |
Экскурсия в природу ранней осенью |
1 |
Правила поведения в природе |
|
|
Развитие наблюдательности |
Семена растений – 4 часа
Образовательные цели: познакомить со строением семени однодольных и двудольных растений.
Что должны знать и уметь: различать однодольные и двудольные растения по строению семени, особенности всхожести семян и условия для прорастания семян.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
11 |
Строение семени с двумя семядолями |
1 |
Органы цветкового растения |
Двудольные растения. Семенная кожура. Семядоля. Зародыш. |
Лабораторная работа №3 |
Развитие навыков самостоятельной работы |
|
12 |
Строение семени с одной семядолей |
1 |
|
Однодольные растения. Плод – зерновка (у пшеницы, ржи, овса, кукурузы). |
Лабораторная работа № 4 |
Развитие навыков самостоятельной работы |
|
13 |
Условия, необходимые для прорастания семян |
1 |
Строение семени |
Размножение семенами. Условия для прорастания семян: вода, воздух, тепло. |
|
Развитие речи при ответах на вопросы учителя |
|
14 |
Всхожесть семян |
1 |
Строение семени |
Всхожесть. Глубина заделки семян. |
|
Развитие познавательных процессов при изучении новой темы |
Корни и корневые системы – 4 часа
Образовательные цели: познакомить с разнообразием и значением корней в жизни растения.
Что должны знать и уметь: различать однодольные и двудольные растения по строению корневой системы.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
15 |
Разнообразие и значение корней |
1 |
Органы цветкового растения |
Корни: главный корень, боковые корни, придаточные корни. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Окучивание. |
|
Развитие умений дифференцировать понятия, внимания, памяти при изучении корневых систем |
|
16 |
Строение корня |
1 |
Разнообразие и значение корней |
Корневой чехлик. Корневые волоски. |
|
Развитие умений приводить доказательства при ответах на вопросы |
|
17 |
Видоизменение корней
|
1 |
|
Корнеплод. Корневой клубень – корнеклубень. |
|
Развитие наблюдательности |
|
18 |
Итоговое занятие за 1 четверть |
1 |
|
|
|
Развитие внимания, памяти , речи при повторении материала |
Лист – 6 часов
Образовательные цели: познакомить со строением и значением листьев в жизни растений.
Что должны знать и уметь: различать однодольные и двудольные растения по строению листьев. Значение зеленых растений для жизни на Земле.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
2 четверть |
|
19 |
Внешнее строение листа
|
1 |
Органы цветкового растения |
Лист: листовая пластинка и черешок. |
|
Развитие внимания, памяти при изучении частей листа, определении признаков однодольных и двудольных растений |
|
20 |
Листья простые и сложные
|
1 |
Внешнее строение листа |
Простой лист. Сложный лист. |
|
Развитие речи при подготовке рассказа с опорой на наглядность |
|
21 |
Значение листьев в жизни растений
|
1 |
Внешнее строение листа |
Минеральные (неорганические) вещества. Органические вещества. Образование при помощи света в зеленых растениях органических веществ из неорганических – воды и углекислого газа. Выделение кислорода. |
|
Развитие умений приводить доказательства при ответах на вопросы |
|
22 |
Испарение воды листьями
|
1 |
Значение корней |
Круговорот воды в природе. Испарение. |
|
Развитие речи при ответах на вопросы учителя |
|
23 |
Дыхание растений
|
1 |
|
Дыхание – поглащение кислорода и выделение углекислого газа. Газообмен – обмен газами. |
|
Развитие умения классифицировать понятия |
|
24 |
Листопад и его значение
|
1 |
Внешнее строение листа |
Листопад. Листопадные и вечнозеленые растения. |
|
Развитие умений пересказывать текст с опорой на план |
Стебель – 3 часа
Образовательные цели: познакомить со строением и значением стебля в жизни растений.
Что должны знать и уметь: особенности строения побега, его значение в жизни растения.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
25 |
Строение и значение стебля
|
1 |
Органы цветкового растения |
Значение стебля: опорное, транспортное, запасающее. Кора. Пробка. Луб. Камбий. Древесина. Сердцевина. Годичное кольцо. |
|
Развитие внимания и мышления при работе с рисунками учебника |
|
26 |
Передвижение в стебле воды с растворенными в ней веществами
|
1 |
Значение стебля в жизни растений |
Сосуды древесины. Вода и растворы минеральных веществ поднимаются по древесине вверх – от корня к листьям. По лубу (внутренней части коры) растворы органических веществ оттекают от листьев вниз – к корням и другим органам. |
|
Развитие умения анализировать при изучении новой темы |
|
27 |
Разнообразие и видоизменение побегов
|
1 |
Строение и значение стебля |
Видоизмененные подземные побеги: клубень, корневище, луковица. Видоизмененные надземные побеги – усы. |
|
Развитие мышления и внимания при работе с рисунками учебника |
Растение – целостный организм – 3 часа
Образовательные цели: Сформировать понятие о растении, как целостном организме.
Что должны знать и уметь: Должны знать строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу между одиночным цветком и соцветием. Должны уметь различать органы цветковых растений, однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев, семян, приводить примеры однодольных и двудольных растений.
Многообразие бактерий и грибов – 4 часа
Образовательные цели: познакомить учащихся с двумя царствами живой природы: бактериями, грибами, со значением их в природе и жизни человека.
Что должны знать и уметь: названия некоторых бактерий, грибов; разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
31 |
Бактерии, их разнообразие и размножение
|
1 |
|
Одноклеточные организмы. Бактерия. Спора. Размножение делением клетки. |
|
Развитие внимания, памяти, мышления при изучении новой темы |
|
32 |
Значение бактерий в природе и жизни человека
|
1 |
Разнообразие бактерий |
Бактерии: гнилостные, молочнокислые, кишечные, болезнетворные. |
|
Формирование умений ориентироваться в тексте учебника |
3 четверть |
|
33 |
Грибы, их строение
|
1 |
|
Грибница. Плодовое тело. Грибы шляпочные. Спора. |
|
Развивать умения работать с макетами и таблицами |
|
34 |
Разнообразие грибов
|
1 |
Строение грибов |
Грибы съедобные и несъедобные (ядовитые). Мухомор. Бледная поганка. |
|
Развитие умения анализировать, обобщать и дифференцировать узучаемые понятия |
Растения – 8 часов
Образовательные цели: познакомить учащихся с другими группами растений: мхами. Папоротниками, голосеменными.
Что должны знать и уметь: отличать цветковые растения ото мхов, папоротников и голосеменных растений.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
35 |
Мхи
|
1 |
Цветковые растения |
Ризоиды. Кукушкин лен – зеленый мох. |
|
Развивать умения работать с таблицами |
|
36 |
Торфяной мох сфагнум
|
1 |
Строение мха |
Торф. Сфагнум – торфяной мох. |
|
Развитие умений составлять рассказ по опорным словам |
|
37 |
Папоротники
|
1 |
Строение мха |
Папоротник. Каменный уголь. |
|
Учить выражать свои мысли и суждения на урок |
|
38 |
Голосеменные растения
|
1 |
Строение цветкового растения |
Голосеменные растения. Хвойные растения. Хвоинки. Хвоя. Шишки. |
|
Развивать умения работать с таблицами |
|
39 |
Сосна и ель – хвойные деревья
|
1 |
Хвойные растения |
Сосна. Ель. |
|
Развитие умений составлять рассказ по опорным словам |
|
40 |
Покрытосеменные – это цветковые растения
|
1 |
Различие споровых растений и семенных |
Покрытосеменные – цветковые растения. Плоды развиваются их цветков. Семена находятся в плодах. |
|
Развивать умения давать ответы (развернутые, аргументированные) по ходу урока |
|
41 |
Многообразие растительного мира (обобщающий урок)
|
1 |
Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные. |
|
|
Развивать внимание, память, мышление при изучении нового материала с использованием ЦОР |
|
42 |
Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
|
|
|
Развивать познавательный интерес учащихся во время экскурсии |
Однодольные и двудольные цветковые растения – 17 часов
Образовательные цели: познакомить учащихся с делением цветковых растений на семейства; со строением и значением растений
Что должны знать и уметь: Названия некоторых цветковых растений; строение и биологические особенности цветковых растений; Некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных. Уметь приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; выращивать некоторые цветочно-декоративные растения.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
43 |
Различия однодольных и двудольных растений
|
1 |
Строение семени |
Семейство – группа родственных растений. |
|
Развивать внимание, память при изучении нового материала. |
|
44 |
Однодольные растения. Семейство Злаки
|
1 |
Признаки однодольных растений |
Семейство Злаки. Стебель – соломина. Плод – зерновка. |
|
Развитие умений работать с наглядными пособиями |
|
45 |
Зерновые хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень
|
1 |
Признаки семейства злаков |
Пшеница. Рожь. Ячмень. Хлебные злаки. Соцветие – колос. |
|
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника |
|
46 |
Зерновые злаки – овес, кукуруза
|
1 |
Признаки семейства злаков |
Овес. Кукуруза. Соцветия – метелка, початок. |
|
Развивать умения анализировать изучаемый материал |
|
47 |
Однодольные растения. Семейство Лилейные
|
1 |
Признаки однодольных растений |
Семейство Лилейные. Плоды – ядовитые ягоды и коробочки. Растения открытого и закрытого грунта. |
|
Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала |
|
48 |
Лук и чеснок – пищевые лилейные растения
|
1 |
Признаки семейства лилейных растений |
Лук – репчатый и декоративный. Чеснок. Донце луковицы – короткий сжатый стебель. |
|
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника |
|
49 |
Строение луковицы
|
1 |
|
|
Лабораторная работа № 5 |
Развитие навыков самостоятельной работы |
|
50 |
Двудольные растения. Семейство Пасленовые
|
1 |
Признаки двудольных растений |
Семейство Пасленовые. Паслен. Томаты. Баклажан. Перец. Плоды пасленовых – ягоды. У всех дикорастущих пасленовых плоды ядовиты. |
|
Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала |
|
51 |
Картофель – пищевое пасленовое растение
|
1 |
Признаки семейства Пасленовых |
Побеги картофеля подземные. Клубни – утолщение побегов. Окучивание. |
|
Формировать умения составлять сообщения на заданную тему |
|
52 |
Строение клубня картофеля
|
1 |
|
|
Лабораторная работа № 6 |
Развитие навыков самостоятельной работы |
4 четверть |
|
53 |
Двудольные растения. Семейство Бобовые
|
1 |
Признаки двудольных растений |
Семейство Бобовые или Мотыльковые. Плод – боб. Пищевые бобовые – горох, фасоль, соя. |
|
Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала |
|
54 |
Кормовые бобовые растения
|
1 |
Признаки семейства Бобовые |
Кормовые травы – клевер, люпин. «Зеленое удобрение». |
|
Формировать умения составлять сообщения на заданную тему |
|
55 |
Двудольные растения. Семейство Розоцветные
|
1 |
Признаки двудольных растений |
Семейство Розоцветные. Шиповник. Роза. Фруктовые деревья: яблоня, груша, вишня, абрикос, персик. Ягодные: кустарник малина, травяное растение земляника. |
|
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника |
|
56 |
Биологические особенности растений сада – яблони, малины, земляники
|
1 |
Признаки семейства Розоцветных |
Размножение семенами. Рассада. Саженцы. Ползучие побеги – усы. |
|
Формировать умения составлять сообщения на заданную тему |
|
57 |
Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод
|
1 |
Биологические особенности растений сада |
Правила ухода: кормушки для птиц, побелка стволов, обрезка старых побегов, укрытие стволов от грызунов. |
|
Формировать умения составлять сообщения на заданную тему |
|
58 |
Двудольные растения. Семейство Сложноцветные
|
1 |
Признаки двудольных растений |
Семейство Сложноцветные, Однолетние, двулетние, многолетние растения. Соцветие – корзинка. |
|
Формировать умения составлять сообщения на заданную тему |
|
59 |
Подсолнечник – важное пищевое сложноцветное растение
|
1 |
Признаки семейства Сложноцветные |
Подсолнечник однолетний. Подсолнечное масло. |
|
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника |
|
60 |
Контрольный урок пот теме: «Однодольные и двудольные цветковые растения»
|
1 |
Признаки однодольных и двудольных растений |
|
|
Развитие навыков самостоятельной работы |
Практические работы с комнатными и цветковыми растениями – 8 часов
Образовательные цели: научить учащихся выполнять работы в саду.
Что должны знать и уметь: выращивать и ухаживать за комнатными растениями, выполнять работу на пришкольном участке и в саду.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
61 - 62 |
Выращивание комнатных растений |
2 |
|
Комнатное растение. Перевалка. Пересадка. Земляная смесь. |
Практическая работа по перевалки и пересадки комнатных растений |
Развитие практических навыков |
|
63 - 66 |
Работа на пришкольном участке, в саду |
4 |
|
Огородный и садовый инвентарь: лопата, грабли, тяпка, лейка, секатор. |
Практические работы в саду |
Развитие практических навыков |
|
67 |
Экскурсия в лес (парк) весной |
1 |
|
|
|
Развивать познавательный интерес учащихся во время экскурсии |
|
68 |
Растение – живой организм |
1 |
|
|
|
Развитие навыков самостоятельной работы |
Национально – региональный компонент
по курсу «Естествознание»
7 класс
Всего за год – 68 часов
НРК - 9 часов
№ |
Тема урока |
Количество часов |
дата |
Тема НРК |
Содержание |
1 |
Значение растений и их охрана |
1 |
|
Растения области, нуждающиеся в охране |
Е.В.Григорьева Природа Южного Урала |
2 |
Экскурсия в природу ранней осенью |
1 |
|
Растения нашего края осенью |
Экскурсия |
3 |
Разнообразие грибов |
1 |
|
Грибы-двойники
|
Е.В.Григорьева Природа Южного Урала |
4 |
Сосна и ель – хвойные деревья |
1 |
|
Растения лесов Челябинской области |
Е.В. Григорьева Природа Южного Урала |
5 |
Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
|
Разнообразие растительного мира на Южном Урале |
Экскурсия |
6 |
Зерновые хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень |
1 |
|
Выращивание ржи на Южном Урале |
Е.В. Григорьева Природа Южного Урала |
7 |
Зерновые злаки – овес, кукуруза |
1 |
|
Полеводство в нашем крае |
|
8 |
Двудольные растения. Семейство Пасленовые |
1 |
|
Овощеводство на Южном Урале |
Е.В. Григорьева Природа Южного Урала |
9 |
Картофель – пищевое пасленовое растение |
1 |
|
Выращивание картофеля в Челябинской области |
Е.В. Григорьева Природа Южного Урала |
10 |
Биологические особенности растений сада – яблони, малины, земляники |
1 |
|
Садоводство в Челябинской области |
Е.В.Григорьева Природа Южного Урала |
11 |
Экскурсия в лес (парк) весной |
|
|
Растения нашего края весной |
Экскурсия |