7 класс
АРМ учителя биологии

7 класс

  Календарно-тематическое планирование уроков биологии

 

Классы: 7

Количество часов:

  • В неделю – 2 часа

  • На первое полугодие – 32 часа

  • На второе полугодие – 36 часов

Всего: - 68 часов

 

Объяснительная записка

 

Данная объяснительная записка составлена на основе классификации В.В. Воронковой. Особенностью учащихся школы VIII вида является нарушение познавательной деятельности. Все учащиеся классы разделены на 4 группы по возможностям обучения.

 

Учащиеся 1 группы – хорошо усваивают программу.

Учащиеся 2 группы требуют индивидуального подхода при выполнении практических работ.

Учащиеся 3 группы усваивают материал с трудом. Им требуется значительная многократная помощь при усвоении тем, требующих установления причинно-следственных связей, в работе с символическими пособиями.

Учащиеся 4 группы выполняют задания после многократной проработки материала различными способами.

 

Дидактическое, методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса

 

класс

7

Образовательная область

Естествознание

Ф.И.О. педагога

Тихомирова Светлана Фёдоровна

Квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Учебная программа

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2001год. Биология.

Учебники

Биология. Растения. Грибы. Бактерии.  7 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Учебные пособия

Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся 3 (4) кл. – Е.В. Григорьева. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. из-во, Юж.–Урал. изд.-торг. дом, 2001. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант / З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова – Челябинск, 2003. Биология 6-11 классы. Учебное электронное издание. Биология 6-9 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.

Дидактический материал

 

 

7 класс (68 часов)

Введение-2 часа

 

Образовательные цели: познакомить с многообразием растений, значением и их охраной.

 

Что должны знать и уметь: должны знать о  значении и охране растений.

 

Дата

 

№ урока

Содержание

 

Кол-во

часов

Сопутствующее повторение

 

Словарь

 

Практическая часть

Коррекционная работа

1 четверть

 

 

 

1

 

 

Многообразие живой природы

1

 

 

 

Неживая природа. Живая природа. Биология. Живые организмы: растения, бактерии, грибы, животные, люди. Растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы.

    

 

 

Развитие умения классифицировать предметы неживой природы, дифференцировать от предметов живой природы и искусственных.

 

2

Значение растений и их охрана

1

 

Культурные растения: пищевые, кормовые, декоративные.

 

Развитие речи при составлении рассказа о правилах поведения в природе

 

Общее знакомство с цветковыми растениями – 2 часа

 

Образовательные цели: познакомить учащихся  со строение и значением органов цветкового растения.

 

Что должны знать и уметь: Должны знать строение и общие биологические особенности цветковых растений.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

3

Внешнее строение цветкового растения

1

 

Органы цветкового  растения: корень, побег (стебель с листьями и почками), цветок, семя, плод.

 

Развитие умений работать с наглядными пособиями на доске и рисунками в учебнике

 

4

Органы цветкового растения

1

Органы цветкового растения

 

Лабораторная работа № 1

Развитие навыков самостоятельной работы

 

Цветение и плодоношение растений – 6 часов

 

Образовательные цели: познакомить учащихся со строением цветка.

 

Что должны знать и уметь: разницу между одиночным цветком и соцветием, способы опыления  растений и распространения плодов и семян в природе.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

5

Цветки и соцветия

1

Органы цветкового растения

Строение цветка: пестик, тычинка, венчик из лепестков. Завязь. Соцветие – группа цветков.

 

Развитие умений работать с наглядными пособиями на доске и рисунками в учебнике

 

6

Строение цветка

1

 

 

Лабораторная работа № 2

Развитие навыков самостоятельной работы

 

7

Опыление и оплодотворение цветков

1

Строение цветка, соцветие

Опыление. Оплодотворение.

 

Развитие речи при составлении ответов на вопросы учителя

 

8

Разнообразие плодов и семян

1

Опыление, оплодотворение

Плоды сочные. Плоды сухие.

 

Развитие умений классифицировать при изучении сочных и сухих плодов

 

9

Распространение плодов и семян

1

Плоды сухие и сочные

Приспособления к распространению плодов и семян. Крылатки. Прицепки. Пушинки (парашютики). Сочные съедобные плоды.

 

Развитие речи при составлении рассказа по рисункам учебника

 

10

Экскурсия в природу ранней осенью

1

Правила поведения в природе

 

 

Развитие наблюдательности

 

Семена растений – 4 часа

 

Образовательные цели: познакомить со строением семени однодольных и двудольных растений.

 

Что должны знать и уметь: различать однодольные и двудольные растения по строению семени, особенности всхожести семян и условия для прорастания семян.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

11

Строение семени с двумя семядолями

1

Органы цветкового растения

Двудольные растения. Семенная кожура. Семядоля. Зародыш.

Лабораторная работа №3

Развитие навыков самостоятельной работы

 

12

Строение семени с одной семядолей

1

 

Однодольные растения. Плод – зерновка (у пшеницы, ржи, овса, кукурузы).

Лабораторная работа № 4

Развитие навыков самостоятельной работы

 

13

Условия, необходимые для прорастания семян

1

Строение семени

Размножение семенами. Условия для прорастания семян: вода, воздух, тепло.

 

Развитие речи при ответах на вопросы учителя

 

14

Всхожесть семян

1

Строение семени

Всхожесть. Глубина заделки семян.

 

Развитие познавательных процессов при изучении новой темы

 

Корни и корневые системы – 4 часа

 

Образовательные цели: познакомить с разнообразием и значением корней в жизни растения.

 

Что должны знать и уметь: различать однодольные и двудольные растения по строению корневой системы.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

15

Разнообразие и значение корней

1

Органы цветкового растения

Корни: главный корень, боковые корни, придаточные корни. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Окучивание.

 

Развитие умений дифференцировать понятия, внимания, памяти при изучении корневых систем

 

16

Строение корня

1

Разнообразие и значение корней

Корневой чехлик. Корневые волоски.

 

Развитие умений приводить доказательства при ответах на вопросы

 

17

Видоизменение корней

 

1

 

Корнеплод. Корневой клубень – корнеклубень.

 

Развитие наблюдательности

 

18

Итоговое занятие за 1 четверть

1

 

 

 

Развитие внимания, памяти , речи при повторении материала

 

Лист – 6 часов

 

Образовательные цели: познакомить со строением и значением листьев в жизни растений.

 

Что должны знать и уметь: различать однодольные и двудольные растения по строению листьев. Значение зеленых растений для жизни на Земле.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

2 четверть

 

19

Внешнее строение листа

 

1

Органы цветкового растения

Лист: листовая пластинка и черешок.

 

Развитие внимания, памяти при изучении частей листа, определении признаков однодольных и двудольных растений

 

20

Листья простые и сложные

 

1

Внешнее строение листа

Простой лист. Сложный лист.

 

Развитие речи при подготовке рассказа с опорой на наглядность

 

21

Значение листьев в жизни растений

 

 1

Внешнее строение листа

Минеральные (неорганические) вещества. Органические вещества. Образование при помощи света в зеленых растениях органических веществ из неорганических – воды и углекислого газа. Выделение кислорода.

 

Развитие умений приводить доказательства при ответах на вопросы

 

22

Испарение воды листьями

 

1

Значение корней

Круговорот воды в природе. Испарение.

 

Развитие речи при ответах на вопросы учителя

 

23

Дыхание растений

 

1

 

Дыхание – поглащение кислорода и выделение углекислого газа. Газообмен – обмен газами.

 

Развитие умения классифицировать понятия

 

24

Листопад и его значение

 

1

Внешнее строение листа

Листопад. Листопадные и вечнозеленые растения.

 

Развитие умений пересказывать текст с опорой на план

 

Стебель – 3 часа

 

Образовательные цели: познакомить со строением и значением стебля в жизни растений.

 

Что должны знать и уметь: особенности строения побега, его значение в жизни растения.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

25

Строение и значение стебля

 

1

Органы цветкового растения

Значение стебля: опорное, транспортное, запасающее. Кора. Пробка. Луб. Камбий. Древесина. Сердцевина. Годичное кольцо.

 

Развитие внимания и мышления при работе с рисунками учебника

 

26

Передвижение в стебле воды с растворенными в ней веществами

 

1

Значение стебля в жизни растений

Сосуды древесины. Вода и растворы минеральных веществ поднимаются по древесине вверх – от корня к листьям. По лубу (внутренней части коры) растворы органических веществ оттекают от листьев вниз – к корням и другим органам.

 

Развитие умения анализировать при изучении новой темы

 

27

Разнообразие и видоизменение побегов

 

1

Строение и значение стебля

Видоизмененные подземные побеги: клубень, корневище, луковица. Видоизмененные надземные побеги – усы. 

 

Развитие мышления и внимания при работе с рисунками учебника

 

Растение – целостный организм – 3 часа

 

Образовательные цели:  Сформировать понятие о растении, как целостном организме.

 

Что должны знать и уметь: Должны знать строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу между одиночным цветком и соцветием. Должны уметь различать органы цветковых растений, однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев, семян, приводить примеры однодольных и двудольных растений.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

28

Взаимосвязи органов растения

 

1

Органы цветкового растения

Растение – целостный организм. В организме все органы взаимосвязаны.

 

Развитие познавательных процессов при закреплении знаний о строении цветкового растения

 

29

Взаимосвязи растений с окружающей их  средой обитания

 

1

 

Среда обитания – условия жизни.

 

Развитие речи при ответах на вопросы

 

30

Контрольный урок по теме: «Органы цветкового растения»

 

1

 

 

 

Развитие навыков самостоятельной работы

 

Многообразие бактерий и грибов – 4 часа

 

Образовательные цели: познакомить учащихся с двумя царствами живой природы: бактериями, грибами, со значением их в природе и жизни человека.

 

Что должны знать и уметь: названия некоторых бактерий, грибов; разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

31

Бактерии, их разнообразие и размножение

 

1

 

Одноклеточные организмы. Бактерия. Спора. Размножение делением клетки.

 

Развитие внимания, памяти, мышления при изучении новой темы

 

32

Значение бактерий в природе и жизни человека

 

1

Разнообразие бактерий

Бактерии: гнилостные, молочнокислые, кишечные, болезнетворные.

 

Формирование умений ориентироваться в тексте учебника

3 четверть

 

33

Грибы, их строение

 

1

 

Грибница. Плодовое тело. Грибы шляпочные. Спора.

 

Развивать умения работать с макетами и таблицами

 

34

Разнообразие грибов

 

1

Строение грибов

Грибы съедобные и несъедобные (ядовитые). Мухомор. Бледная поганка.

 

Развитие умения анализировать, обобщать и дифференцировать узучаемые понятия

 

Растения – 8 часов

 

Образовательные цели: познакомить учащихся с другими группами растений: мхами. Папоротниками, голосеменными.

 

Что должны знать и уметь: отличать цветковые растения ото мхов, папоротников и голосеменных растений.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

35

Мхи

 

1

Цветковые растения

Ризоиды. Кукушкин лен –  зеленый мох.

 

Развивать умения работать с таблицами

 

36

Торфяной мох сфагнум

 

1

Строение мха

Торф. Сфагнум – торфяной мох.

 

Развитие умений составлять рассказ по опорным словам

 

37

Папоротники

 

1

Строение мха

Папоротник. Каменный уголь.

 

Учить выражать свои мысли и суждения на урок

 

38

Голосеменные растения

 

1

Строение цветкового растения

Голосеменные растения. Хвойные растения. Хвоинки. Хвоя. Шишки.

 

Развивать умения работать с таблицами

 

39

Сосна и ель – хвойные деревья

 

1

Хвойные растения

Сосна. Ель.

 

Развитие умений составлять рассказ по опорным словам

 

40

Покрытосеменные – это цветковые растения

 

1

Различие споровых растений и семенных

Покрытосеменные – цветковые растения. Плоды развиваются их цветков. Семена находятся в плодах.

 

Развивать умения давать ответы (развернутые, аргументированные) по ходу урока

 

41

Многообразие растительного мира (обобщающий урок)

 

1

Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные.

 

 

Развивать внимание, память, мышление при изучении нового материала с использованием ЦОР

 

42

Экскурсия в краеведческий музей

1

 

 

 

Развивать познавательный интерес учащихся во время экскурсии

 

Однодольные и двудольные цветковые растения – 17 часов

 

Образовательные цели: познакомить учащихся с делением цветковых растений на семейства; со строением и значением растений

 

Что должны знать и уметь: Названия некоторых цветковых растений; строение и биологические особенности цветковых растений; Некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных. Уметь приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных  растений; выращивать некоторые цветочно-декоративные растения.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

43

Различия однодольных и двудольных растений

 

1

Строение семени

Семейство – группа родственных растений.

 

Развивать внимание, память при изучении нового материала.

 

44

Однодольные растения. Семейство Злаки

 

1

Признаки однодольных растений

Семейство Злаки. Стебель – соломина. Плод – зерновка.

 

Развитие умений работать с наглядными пособиями

 

45

Зерновые хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень

 

1

Признаки семейства злаков

Пшеница. Рожь. Ячмень. Хлебные злаки. Соцветие – колос.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

 

46

Зерновые злаки – овес, кукуруза

 

1

Признаки семейства злаков

Овес. Кукуруза. Соцветия – метелка, початок.

 

Развивать умения анализировать изучаемый материал

 

47

Однодольные растения. Семейство Лилейные

 

1

Признаки однодольных растений

Семейство Лилейные. Плоды – ядовитые ягоды и коробочки. Растения открытого и закрытого грунта.

 

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

 

48

Лук и чеснок – пищевые лилейные растения

 

1

Признаки семейства лилейных растений

Лук – репчатый и декоративный. Чеснок. Донце луковицы – короткий сжатый стебель.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

 

49

Строение луковицы

 

1

 

 

Лабораторная работа № 5

Развитие навыков самостоятельной работы

 

50

Двудольные растения. Семейство Пасленовые

 

1

Признаки двудольных растений

Семейство Пасленовые. Паслен. Томаты. Баклажан. Перец. Плоды пасленовых – ягоды. У всех дикорастущих пасленовых плоды ядовиты.

 

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

 

51

Картофель – пищевое пасленовое растение

 

1

Признаки семейства Пасленовых

Побеги картофеля подземные. Клубни – утолщение побегов. Окучивание.

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

52

Строение клубня картофеля

 

1

 

 

Лабораторная работа № 6

Развитие навыков самостоятельной работы

4 четверть

 

53

Двудольные растения. Семейство Бобовые

 

1

Признаки двудольных растений

Семейство Бобовые или Мотыльковые. Плод – боб. Пищевые бобовые – горох, фасоль, соя.

 

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

 

54

Кормовые бобовые растения

 

1

Признаки семейства Бобовые

Кормовые травы – клевер, люпин. «Зеленое удобрение».

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

55

Двудольные растения. Семейство Розоцветные

 

1

Признаки двудольных растений

Семейство Розоцветные. Шиповник. Роза. Фруктовые деревья: яблоня, груша, вишня, абрикос, персик. Ягодные: кустарник малина, травяное растение земляника.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

 

56

Биологические особенности растений сада – яблони, малины, земляники

 

1

Признаки семейства Розоцветных

Размножение семенами. Рассада. Саженцы. Ползучие побеги – усы.

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

57

Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод

 

1

Биологические особенности растений сада

Правила ухода: кормушки для птиц, побелка стволов, обрезка старых побегов, укрытие стволов от грызунов.

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

58

Двудольные растения. Семейство Сложноцветные

 

1

Признаки двудольных растений

Семейство Сложноцветные, Однолетние, двулетние, многолетние растения. Соцветие – корзинка.

 

Формировать умения составлять сообщения на заданную тему

 

59

Подсолнечник – важное пищевое сложноцветное растение

 

1

Признаки семейства Сложноцветные

Подсолнечник однолетний. Подсолнечное масло.

 

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

 

60

Контрольный урок пот теме: «Однодольные и двудольные цветковые растения»

 

1

Признаки однодольных и двудольных растений

 

 

Развитие навыков самостоятельной работы

 

Практические работы с комнатными и цветковыми растениями – 8 часов

 

Образовательные цели: научить учащихся выполнять работы в саду.

 

Что должны знать и уметь: выращивать и ухаживать за комнатными растениями, выполнять работу на пришкольном участке и в саду.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

61 - 62

Выращивание комнатных растений

2

 

Комнатное растение. Перевалка. Пересадка. Земляная смесь.

Практическая работа по перевалки и пересадки комнатных растений

Развитие практических навыков

 

63 - 66

Работа на пришкольном участке, в саду

4

 

Огородный и садовый инвентарь: лопата, грабли, тяпка, лейка, секатор.

Практические работы в саду

Развитие практических навыков

 

67

Экскурсия в лес (парк) весной

1

 

 

 

Развивать познавательный интерес учащихся во время экскурсии

 

68

Растение – живой организм

1

 

 

 

Развитие навыков самостоятельной работы

 

Национально – региональный компонент

по курсу «Естествознание»

7 класс

 

 

Всего за год – 68 часов

НРК  - 9 часов

 

Тема урока

Количество часов

дата

Тема НРК

Содержание

1

Значение растений и их охрана

1

 

Растения области, нуждающиеся в охране

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

2

Экскурсия в природу ранней осенью

1

 

Растения нашего края осенью

Экскурсия

3

Разнообразие грибов

1

 

Грибы-двойники

 

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

4

Сосна и ель – хвойные деревья

1

 

Растения лесов Челябинской области

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

5

Экскурсия в краеведческий музей

1

 

Разнообразие растительного мира на Южном Урале

Экскурсия

6

Зерновые хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень

1

 

Выращивание ржи на Южном Урале

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

7

Зерновые злаки – овес, кукуруза

1

 

Полеводство в нашем крае

 

8

Двудольные растения. Семейство Пасленовые

1

 

Овощеводство на Южном Урале

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

9

Картофель – пищевое пасленовое растение

1

 

Выращивание картофеля в Челябинской области

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

10

Биологические особенности растений сада – яблони, малины, земляники

1

 

Садоводство в Челябинской области

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

11

Экскурсия в лес (парк) весной

 

 

Растения нашего края весной

Экскурсия

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz
АТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz