6 класс
АРМ учителя биологии

6 класс

Календарно – тематическое планирование уроков биологии

Классы: 6

Количество часов:

  • в неделю – 2 часа

  • на первое полугодие – 32 часа

  • на второе полугодие – 36 часов

Всего: - 68 часов

Объяснительная записка

Данная объяснительная записка составлена на основе классификации В.В. Воронковой. Особенностью учащихся школы VIII вида является нарушение познавательной деятельности. Все учащиеся классы разделены на 4 группы по возможностям обучения.

 

Учащиеся 1 группы – хорошо усваивают программу.

Учащиеся 2 группы требуют индивидуального подхода при выполнении практических работ.

Учащиеся 3 группы усваивают материал с трудом. Им требуется значительная многократная помощь при усвоении тем, требующих установления причинно-следственных связей, в работе с символическими пособиями.

Учащиеся 4 группы выполняют задания после многократной проработки материала различными способами.

 

Дидактическое, методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса

 

класс

6

Образовательная область

Естествознание

Ф.И.О. педагога

Тихомирова Светлана Фёдоровна

Квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Учебная программа

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2001год. Биология.

Учебники

Естествознание. Неживая природа. 6 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Учебные пособия

Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся 3 (4) кл. – Е.В. Григорьева. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. из-во, Юж.–Урал. изд.-торг. дом, 2001.

Дидактический материал

 

 

6 класс (68 часов)

Введение – 3 часа

 

Образовательные цели: знакомство с живой и неживой природой, предметами и явлениями неживой природы, их изменениями; твердыми, жидкими и газообразными телами, превращением твердых тел в жидкие, жидкие – в газы.

 

Что должны знать и уметь: знать отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во

часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

1 четверть

 

1

Живая и неживая природа

1

Что общего и в чём различие живой и неживой природы

Твёрдые жидкие газообразные

 

Формирование умений сравнивать, дифференцировать понятия

 

2

Земля – планета, на которой мы живем

1

Смена времен года

Звезды, планеты, космос, полюсы Северный и Южный, смена дня и ночи, сутки, год, смена времен года

Практическое задание на страницы 14

Учит связному высказыванию

 

3

Для чего нужно изучать неживую природу?

1

Тела природы, искусственные тела

Явления природы

 

Учить наблюдать, делать выводы

 

Вода – 15 часов

 

Образовательные цели: знакомство со значением воды, свойствами воды, способностью воды растворять некоторые вещества, переходить из одного состояния в другое, охраной воды. Знакомство с лабораторным оборудованием. Научить измерять температуру воды.

 

Что должны знать и уметь: отличительные признаки жидких тел, свойства жидких тел, уметь обращаться с лабораторным оборудованием, измерять температуру воды.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во

часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая

часть

Коррекционная работа

 

4

Вода в природе

1

 

Вода, водоем

 

Учить отвечать на вопросы учителя

 

5

Непостоянство формы и текучесть воды

1

 

Свойства воды: непостоянства формы, текучесть. Водяной пар

Опыт № 1 «Определение текучести воды»

Формирование наблюдательности при проведении опытов

 

6

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении

1

 

Расширяется, сжимается

Опыт № 2 «Расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении»

Развитие памяти, внимания при ответах на вопросы после проведения опытов

 

7

Термометр и измерение температуры

1

Расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении

Температура, термометр

 

Развитие речи при ответах на вопросы

 

8

Измерение температуры воды

1

термометр

 

Практическая работа

Формирование практических навыков измерения температуры воды

 

9

Свойства воды при замерзании

1

Расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении

Лед, снег

Опыт № 3 «Расширение воды при замерзании»

Опыт № 4 «Лед – легче воды»

Формирование наблюдательности, умения делать выводы при проведении опытов

 

10

Превращение воды в пар при нагревании

1

Три состояния воды

Пар, паровой двигатель

 

Формирование умений сравнивать и делать выводы

 

11

Свойства воды растворять некоторые твердые вещества

1

 

Растворимые в воде вещества, фильтр

Опыт № 5 «Растворение соли, сахара в воде»

Формирование  наблюдательности, развитие памяти, внимания при проведении опытов

 

12

Нерастворимые в воде вещества

1

Растворимые в воде вещества

Нерастворимые в воде вещества

Опыт № 6 «Нерастворимость мела в воде»

Опыт № 7 «Фильтрование мутной воды»

Развитие анализа и синтеза

 

13

Прозрачная и мутная вода

1

Фильтр

Вода прозрачная, мутная, минеральная, чистая

Опыт № 8 «Отстаивание мутной воды после взбалтывания»

Развитие наблюдательности, умения делать выводы

 

14

Водные растворы: минеральная, морская и питьевая вода

1

Растворимые в воде вещества

Раствор, растворитель

Опыт № 9 «Выпаривание солей из питьевой, морской, минеральной воды»

Формирование связного высказывания с опорой на вопросы

 

15

Использование воды в быту и хозяйстве человека

1

 

Использование воды

 

Развитие умения слушать учителя при объяснении нового материала

 

16

Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней

1

 

Пресная  вода, охрана воды, очистные сооружения

 

Развитие умения отвечать на вопросы

 

17

Материал для повторения

1

 

 

 

Развитие познавательных процессов при повторении пройденного материала

 

18

Зачет по теме «Вода»

1

 

 

С 57

Развитие навыков самостоятельной работы с учебником

 

Воздух – 12 часов

 

Образовательные цели: знакомство со значением воздуха, его составом, свойствами, движением воздуха. Значение кислорода, его использование. Использование углекислого газа. Охрана воздуха.

 

Что должны знать и уметь: отличительные признаки газов, свойства газообразных тел, способность к проведению тепла, движение воздуха.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

2 четверть

 

19

Что такое воздух? Его свойства

1

Свойства воды

Воздух, ветер

Опыт № 10 «Обнаружение воздуха в пористых телах»

Опыт № 11 «Объём воздуха в какой-либо ёмкости»

Формирование умений сравнивать, делать выводы

 

20

Упругость воздуха

1

 

Сжимаемость воздуха, упругость

Опыт № 12 «Упругость воздуха»

Формирование умения доказывать, делать выводы после проведения опытов

 

21

Теплопроводность воздуха

1

Температура воды и воздуха

Теплопроводность воздуха

Опыт № 13 «Воздух – плохой проводник тепла»

Развитие умения связно высказываться при ответах на вопросы

 

22

Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении

1

Свойства воды

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

Опыт № 14 «Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении

Развитие умения доказывать свою точку зрения

 

23

Движение воздуха

1

 

 

Ветер, ураган, шторм

Опыт № 15 «Циркуляция воздуха»

Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя.

 

24

Состав воздуха

1

 

Смесь газов

 

Развитие умения составлять связное высказывание по рисунку

 

25

Кислород и его свойства

1

 

Кислород

Опыт № 16 «Получение кислорода»

Развитие умения сопоставлять  свойства кислорода и описанный в тексте опыт

 

26

Значение кислорода

1

Поддержание горения и дыхания

Жидкий кислород

 

Развитие умения делать выводы при изучении значения кислорода

 

27

Углекислый газ и его свойства

1

 

Углекислый газ

Опыт № 17 «Получение углекислого газа»

Развитие наблюдательности при проведении опытов

 

28

Значение воздуха и борьба за его чистоту

1

Значение кислорода

Озеленение

 

Развитие речи при ответах на вопросы учителя

 

29

Материал для повторения

1

 

 

 

Развитие познавательных процессов при повторении пройденного материала

 

30

Зачет по теме: «Воздух»

1

 

 

С.91

Формирование навыков самостоятельной работы

 

Полезные ископаемые – 25 часов

 

Образовательные цели: знакомство с понятием, значением полезных ископаемых, их видами.

 

Что должны знать и уметь: отличительные признаки твёрдых, жидких тел и газов; характерные признаки полезных ископаемых, некоторые свойства твёрдых тел на примере металлов; распознавать чёрные и цветные металлы по образцам и различным изделиям.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

31

Разнообразие полезных ископаемых

1

Географическая карта

Полезные ископаемые, месторождение

 

Развитие умения слушать одноклассников, добавлять, исправлять ошибки

 

32

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве

1

 

Строительные материалы

 

Формирование навыков сознательного чтения

3 четверть

 

33

Гранит. Внешний вид, свойства, использование.

1

 

Гранит, полевой шпат, кварц, слюда.

 

Развивать умения составлять рассказ по плану

 

34

Известняки. Внешний вид, свойства, использование.

1

 

Обыкновенный известняк, мел, мрамор.

 

Развивать умения составлять рассказ по плану

 

35

Песок и глина. Внешний вид, свойства, использование.

1

 

Кварцевый песок

 

Развивать умения составлять рассказ по плану

 

36

Горючие полезные ископаемые.

1

Твердые, жидкие, газообразные тела.

 

 

Развитие познавательных процессов

 

37

Торф. Внешний вид, свойства, образование, добыча, использование.

1

 

Торф.

Опыт № 18 «Влагоемкость торфа»

Развивать умения составлять рассказ по плану

 

38

Каменный уголь. Внешний вид, свойства, добыча, использование.

1

 

Антрацит, обыкновенный каменный уголь, бурый уголь.

Опыт № 19 «Хрупкость каменного угля»

Наблюдение за сгоранием каменного угля.

Развивать умения составлять рассказ по плану

 

39

Нефть. Внешний вид, свойства, добыча, продукты переработки.

1

 

Нефть, нефтепроводы, бензин, керосин.

 

Развивать умения составлять рассказ по плану

 

40

Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

1

 

Природный газ.

 

Развивать умения составлять рассказ по плану

 

41

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.

1

 

Минеральные удобрения.

 

Формирование навыков сознательного чтения

 

42

Калийная соль. Внешний вид, свойства, добыча, использование.

1

Способность воды растворять некоторые твердые вещества.

Калийная руда, калийная соль

Опыт № 20 «Определение растворимости калийной соли»

Развивать умения составлять рассказ по плану

 

43

Фосфориты. Внешний вид, свойства, добыча, использование.

1

 

Фосфориты, фосфоритовая мука, суперфосфат.

 

Развивать умения составлять рассказ по плану

 

44

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

1

 

Руды, драгоценный металл, сплав

 

Развитие умений отвечать полными ответами

 

45

Железные руды. Внешний вид, свойства, получение черных металлов.

1

 

Железные руды, магнитный, красный, бурый железняки, рудники.

 

Развивать умения составлять рассказ по плану

 

46

Медная и алюминиевая руды. Внешний вид, свойства, получение цветных металлов

1

 

Медный колчедан, бокситы.

 

Развивать умения составлять рассказ по плану

 

 

47

 

Что мы узнали о полезных ископаемых.

1

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков наблюдательности, развитие познавательного интереса

 

48

Получение чугуна из металлических руд.

1

Черные металлы.

Чугун.

 

Развитие внимания, памяти при изучении нового материала

 

49

Получение стали из металлических руд.

1

Черные металлы, чугун.

Сталь.

 

Учить применять знания в изменившихся условиях

 

50

Получение алюминия из металлических руд.

1

Цветные металлы.

Алюминий.

 

Учить умению сравнивать, анализировать.

 

51

Получение меди и олова из металлических руд.

1

Цветные металлы.

Медь, олово.

 

Развивать память, внимание при изучении нового материала

 

52

Распознавание черных и цветных металлов по образцам

1

 

 

Практическая работа

Учить применять полученные знания при выполнении практической работы

4 четверть

 

53

Экскурсия в краеведческий  музей

1

 

 

экскурсия

Развитие познавательного интереса

 

54

Материал для повторения

1

 

 

 

Развитие познавательных процессов при повторении пройденного материала

 

55

Зачет по теме: «Полезные ископаемые».

1

 

 

С137

Учить самостоятельно, работать с учебником

 

Почва – 13 часов

 

Образовательные цели: знакомство с понятием, образованием, составом, типами, свойствами почвы.

 

Что должны знать и уметь: характерные признаки песчаной и глинистой почв; проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

 

Дата

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сопутствующее повторение

Словарь

Практическая часть

Коррекционная работа

 

56

Почва – верхний плодородный слой земли.

1

 

Почва, плодородие.

 

Учить работать с иллюстрациями в учебнике, составлять рассказ

 

57

Экскурсия к почвенным обнажениям

 

 

 

Практическое задание с.143

Развитие наблюдательности

 

 

 

58

 

 

Главная часть почвы - перегной

1

 

 

 

 

 

Перегной, органические вещества, неорганические вещества

 

 

Опыт № 21

«Выделение воздуха и воды»

Опыт № 22

«Обнаружение в почве песка и глины»

Развитие умений наблюдать и делать выводы при проведении опытов

 

 

59

Неорганическая часть почвы – песок, глина, минеральные соли

1

 

Неорганическая часть почвы

Опыт № 23 «Глина тяжелее песка»

Опыт № 24 «Обнаружение минеральных солей»

Формирование умений доказывать и приводить примеры

 

60

Песчаные, глинистые и черноземные почвы

1

 

Состав почвы

Почвы глинистые, песчаные, черноземные

  Опыт № 25 «Различие песчаных и глинистых почв по отношению к воде»

Опыт № 26 «Просачивание воды в черноземной почве»

Развивать умение сравнивать

 

61

Почвы родного края

1

 

Чернозем

 

Развитие наблюдательности

 

62

Обработка почвы

1

Состав почвы.

Рыхление, вскапывание, боронование, культивирование. Плуг, борона, культиватор

 

Формирование умений правильно отвечать на вопросы учителя

 

63

Значение почвы для народного хозяйства. Необходимость бережного обращения с ней

1

Плодородие

Неблагоприятные для почвы явления: ливневые дожди, суховеи, потоки талых вод. Полезащитные посадки

Опыт № 27 «Определение способности впитывать и пропускать воду песчаными и глинистыми почвами»

Формирование умений делать выводы

 

64 - 65

Обработка почвы на пришкольном участке.

1

 

 

Пр. р. Вскапывание лопатой, боронование граблями.

Учить применять теоретические знания в практической деятельности

 

66

Обработка почвы на пришкольном участке.

1

 

 

Пр.р. Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников.

Учить применять теоретические знания в практической деятельности

 

67

Материал для повторения

1

 

 

 

Развитие познавательных процессов

 

68

Зачёт по теме: «Почва».

 

 

 

С.170

Развитие навыков самостоятельной работы

  

Национально – региональный компонент

по курсу «Естествознание»  

 

Всего за год – 68 часов

НРК  - 9 часов

 

Тема урока

Количество часов

дата

Тема НРК

Содержание

1

Вода в природе

1

 

Водоёмы нашего края

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

2

Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней

1

 

Охрана водоемов Южного Урала

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

3

Разнообразие полезных ископаемых

1

 

Полезные ископаемые нашего края

Е.В.Григорьева Природа Южного Урала

4

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве

1

 

Строительное сырьё

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

5

Горючие полезные ископаемые.

1

 

Горючие полезные ископаемые

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

6

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов

1

 

Рудные полезные ископаемые

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

7

Экскурсия в краеведческий  музей

1

 

Что дает наш край стране

Экскурсия

8

Экскурсия к почвенным обнажениям

1

 

Берег реки Ай

Экскурсия

9

Почвы родного края

1

 

Почвы нашего края

Е.В. Григорьева Природа Южного Урала

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz