6 класс
Календарно – тематическое планирование уроков биологии
Классы: 6
Количество часов:
Всего: - 68 часов
Объяснительная записка
Данная объяснительная записка составлена на основе классификации В.В. Воронковой. Особенностью учащихся школы VIII вида является нарушение познавательной деятельности. Все учащиеся классы разделены на 4 группы по возможностям обучения.
Учащиеся 1 группы – хорошо усваивают программу.
Учащиеся 2 группы требуют индивидуального подхода при выполнении практических работ.
Учащиеся 3 группы усваивают материал с трудом. Им требуется значительная многократная помощь при усвоении тем, требующих установления причинно-следственных связей, в работе с символическими пособиями.
Учащиеся 4 группы выполняют задания после многократной проработки материала различными способами.
Дидактическое, методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса
класс |
6 |
Образовательная область |
Естествознание |
Ф.И.О. педагога |
Тихомирова Светлана Фёдоровна |
Квалификационная категория |
Первая квалификационная категория |
Учебная программа |
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2001год. Биология. |
Учебники |
Естествознание. Неживая природа. 6 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. |
Учебные пособия |
Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся 3 (4) кл. – Е.В. Григорьева. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. из-во, Юж.–Урал. изд.-торг. дом, 2001. |
Дидактический материал |
|
6 класс (68 часов)
Введение – 3 часа
Образовательные цели: знакомство с живой и неживой природой, предметами и явлениями неживой природы, их изменениями; твердыми, жидкими и газообразными телами, превращением твердых тел в жидкие, жидкие – в газы.
Что должны знать и уметь: знать отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во
часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
1 четверть |
|
1 |
Живая и неживая природа |
1 |
Что общего и в чём различие живой и неживой природы |
Твёрдые жидкие газообразные |
|
Формирование умений сравнивать, дифференцировать понятия |
|
2 |
Земля – планета, на которой мы живем |
1 |
Смена времен года |
Звезды, планеты, космос, полюсы Северный и Южный, смена дня и ночи, сутки, год, смена времен года |
Практическое задание на страницы 14 |
Учит связному высказыванию |
|
3 |
Для чего нужно изучать неживую природу? |
1 |
Тела природы, искусственные тела |
Явления природы |
|
Учить наблюдать, делать выводы |
Вода – 15 часов
Образовательные цели: знакомство со значением воды, свойствами воды, способностью воды растворять некоторые вещества, переходить из одного состояния в другое, охраной воды. Знакомство с лабораторным оборудованием. Научить измерять температуру воды.
Что должны знать и уметь: отличительные признаки жидких тел, свойства жидких тел, уметь обращаться с лабораторным оборудованием, измерять температуру воды.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во
часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая
часть |
Коррекционная работа |
|
4 |
Вода в природе |
1 |
|
Вода, водоем |
|
Учить отвечать на вопросы учителя |
|
5 |
Непостоянство формы и текучесть воды |
1 |
|
Свойства воды: непостоянства формы, текучесть. Водяной пар |
Опыт № 1 «Определение текучести воды» |
Формирование наблюдательности при проведении опытов |
|
6 |
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении |
1 |
|
Расширяется, сжимается |
Опыт № 2 «Расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении» |
Развитие памяти, внимания при ответах на вопросы после проведения опытов |
|
7 |
Термометр и измерение температуры |
1 |
Расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении |
Температура, термометр |
|
Развитие речи при ответах на вопросы |
|
8 |
Измерение температуры воды |
1 |
термометр |
|
Практическая работа |
Формирование практических навыков измерения температуры воды |
|
9 |
Свойства воды при замерзании |
1 |
Расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении |
Лед, снег |
Опыт № 3 «Расширение воды при замерзании»
Опыт № 4 «Лед – легче воды» |
Формирование наблюдательности, умения делать выводы при проведении опытов |
|
10 |
Превращение воды в пар при нагревании |
1 |
Три состояния воды |
Пар, паровой двигатель |
|
Формирование умений сравнивать и делать выводы |
|
11 |
Свойства воды растворять некоторые твердые вещества |
1 |
|
Растворимые в воде вещества, фильтр |
Опыт № 5 «Растворение соли, сахара в воде» |
Формирование наблюдательности, развитие памяти, внимания при проведении опытов |
|
12 |
Нерастворимые в воде вещества |
1 |
Растворимые в воде вещества |
Нерастворимые в воде вещества |
Опыт № 6 «Нерастворимость мела в воде»
Опыт № 7 «Фильтрование мутной воды» |
Развитие анализа и синтеза |
|
13 |
Прозрачная и мутная вода |
1 |
Фильтр |
Вода прозрачная, мутная, минеральная, чистая |
Опыт № 8 «Отстаивание мутной воды после взбалтывания» |
Развитие наблюдательности, умения делать выводы |
|
14 |
Водные растворы: минеральная, морская и питьевая вода |
1 |
Растворимые в воде вещества |
Раствор, растворитель |
Опыт № 9 «Выпаривание солей из питьевой, морской, минеральной воды» |
Формирование связного высказывания с опорой на вопросы |
|
15 |
Использование воды в быту и хозяйстве человека |
1 |
|
Использование воды |
|
Развитие умения слушать учителя при объяснении нового материала |
|
16 |
Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней |
1 |
|
Пресная вода, охрана воды, очистные сооружения |
|
Развитие умения отвечать на вопросы |
|
17 |
Материал для повторения |
1 |
|
|
|
Развитие познавательных процессов при повторении пройденного материала |
|
18 |
Зачет по теме «Вода» |
1 |
|
|
С 57 |
Развитие навыков самостоятельной работы с учебником |
Воздух – 12 часов
Образовательные цели: знакомство со значением воздуха, его составом, свойствами, движением воздуха. Значение кислорода, его использование. Использование углекислого газа. Охрана воздуха.
Что должны знать и уметь: отличительные признаки газов, свойства газообразных тел, способность к проведению тепла, движение воздуха.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
2 четверть |
|
19 |
Что такое воздух? Его свойства |
1 |
Свойства воды |
Воздух, ветер |
Опыт № 10 «Обнаружение воздуха в пористых телах»
Опыт № 11 «Объём воздуха в какой-либо ёмкости» |
Формирование умений сравнивать, делать выводы |
|
20 |
Упругость воздуха |
1 |
|
Сжимаемость воздуха, упругость |
Опыт № 12 «Упругость воздуха» |
Формирование умения доказывать, делать выводы после проведения опытов |
|
21 |
Теплопроводность воздуха |
1 |
Температура воды и воздуха |
Теплопроводность воздуха |
Опыт № 13 «Воздух – плохой проводник тепла» |
Развитие умения связно высказываться при ответах на вопросы |
|
22 |
Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении |
1 |
Свойства воды |
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении |
Опыт № 14 «Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении |
Развитие умения доказывать свою точку зрения |
|
23 |
Движение воздуха |
1 |
|
Ветер, ураган, шторм |
Опыт № 15 «Циркуляция воздуха» |
Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя. |
|
24 |
Состав воздуха |
1 |
|
Смесь газов |
|
Развитие умения составлять связное высказывание по рисунку |
|
25 |
Кислород и его свойства |
1 |
|
Кислород |
Опыт № 16 «Получение кислорода» |
Развитие умения сопоставлять свойства кислорода и описанный в тексте опыт |
|
26 |
Значение кислорода |
1 |
Поддержание горения и дыхания |
Жидкий кислород |
|
Развитие умения делать выводы при изучении значения кислорода |
|
27 |
Углекислый газ и его свойства |
1 |
|
Углекислый газ |
Опыт № 17 «Получение углекислого газа» |
Развитие наблюдательности при проведении опытов |
|
28 |
Значение воздуха и борьба за его чистоту |
1 |
Значение кислорода |
Озеленение |
|
Развитие речи при ответах на вопросы учителя |
|
29 |
Материал для повторения |
1 |
|
|
|
Развитие познавательных процессов при повторении пройденного материала |
|
30 |
Зачет по теме: «Воздух» |
1 |
|
|
С.91 |
Формирование навыков самостоятельной работы |
Полезные ископаемые – 25 часов
Образовательные цели: знакомство с понятием, значением полезных ископаемых, их видами.
Что должны знать и уметь: отличительные признаки твёрдых, жидких тел и газов; характерные признаки полезных ископаемых, некоторые свойства твёрдых тел на примере металлов; распознавать чёрные и цветные металлы по образцам и различным изделиям.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
31 |
Разнообразие полезных ископаемых |
1 |
Географическая карта |
Полезные ископаемые, месторождение |
|
Развитие умения слушать одноклассников, добавлять, исправлять ошибки |
|
32 |
Полезные ископаемые, применяемые в строительстве |
1 |
|
Строительные материалы |
|
Формирование навыков сознательного чтения |
3 четверть |
|
33 |
Гранит. Внешний вид, свойства, использование. |
1 |
|
Гранит, полевой шпат, кварц, слюда. |
|
Развивать умения составлять рассказ по плану |
|
34 |
Известняки. Внешний вид, свойства, использование. |
1 |
|
Обыкновенный известняк, мел, мрамор. |
|
Развивать умения составлять рассказ по плану |
|
35 |
Песок и глина. Внешний вид, свойства, использование. |
1 |
|
Кварцевый песок |
|
Развивать умения составлять рассказ по плану |
|
36 |
Горючие полезные ископаемые. |
1 |
Твердые, жидкие, газообразные тела. |
|
|
Развитие познавательных процессов |
|
37 |
Торф. Внешний вид, свойства, образование, добыча, использование. |
1 |
|
Торф. |
Опыт № 18 «Влагоемкость торфа» |
Развивать умения составлять рассказ по плану |
|
38 |
Каменный уголь. Внешний вид, свойства, добыча, использование. |
1 |
|
Антрацит, обыкновенный каменный уголь, бурый уголь. |
Опыт № 19 «Хрупкость каменного угля»
Наблюдение за сгоранием каменного угля. |
Развивать умения составлять рассказ по плану |
|
39 |
Нефть. Внешний вид, свойства, добыча, продукты переработки. |
1 |
|
Нефть, нефтепроводы, бензин, керосин. |
|
Развивать умения составлять рассказ по плану |
|
40 |
Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. |
1 |
|
Природный газ. |
|
Развивать умения составлять рассказ по плану |
|
41 |
Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. |
1 |
|
Минеральные удобрения. |
|
Формирование навыков сознательного чтения |
|
42 |
Калийная соль. Внешний вид, свойства, добыча, использование. |
1 |
Способность воды растворять некоторые твердые вещества. |
Калийная руда, калийная соль |
Опыт № 20 «Определение растворимости калийной соли» |
Развивать умения составлять рассказ по плану |
|
43 |
Фосфориты. Внешний вид, свойства, добыча, использование. |
1 |
|
Фосфориты, фосфоритовая мука, суперфосфат. |
|
Развивать умения составлять рассказ по плану |
|
44 |
Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. |
1 |
|
Руды, драгоценный металл, сплав |
|
Развитие умений отвечать полными ответами |
|
45 |
Железные руды. Внешний вид, свойства, получение черных металлов. |
1 |
|
Железные руды, магнитный, красный, бурый железняки, рудники. |
|
Развивать умения составлять рассказ по плану |
|
46 |
Медная и алюминиевая руды. Внешний вид, свойства, получение цветных металлов |
1 |
|
Медный колчедан, бокситы. |
|
Развивать умения составлять рассказ по плану |
|
47
|
Что мы узнали о полезных ископаемых. |
1
|
|
|
|
Формирование навыков наблюдательности, развитие познавательного интереса |
|
48 |
Получение чугуна из металлических руд. |
1 |
Черные металлы. |
Чугун. |
|
Развитие внимания, памяти при изучении нового материала |
|
49 |
Получение стали из металлических руд. |
1 |
Черные металлы, чугун. |
Сталь. |
|
Учить применять знания в изменившихся условиях |
|
50 |
Получение алюминия из металлических руд. |
1 |
Цветные металлы. |
Алюминий. |
|
Учить умению сравнивать, анализировать. |
|
51 |
Получение меди и олова из металлических руд. |
1 |
Цветные металлы. |
Медь, олово. |
|
Развивать память, внимание при изучении нового материала |
|
52 |
Распознавание черных и цветных металлов по образцам |
1 |
|
|
Практическая работа |
Учить применять полученные знания при выполнении практической работы |
4 четверть |
|
53 |
Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
|
|
экскурсия |
Развитие познавательного интереса |
|
54 |
Материал для повторения |
1 |
|
|
|
Развитие познавательных процессов при повторении пройденного материала |
|
55 |
Зачет по теме: «Полезные ископаемые». |
1 |
|
|
С137 |
Учить самостоятельно, работать с учебником |
Почва – 13 часов
Образовательные цели: знакомство с понятием, образованием, составом, типами, свойствами почвы.
Что должны знать и уметь: характерные признаки песчаной и глинистой почв; проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Дата |
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Сопутствующее повторение |
Словарь |
Практическая часть |
Коррекционная работа |
|
56 |
Почва – верхний плодородный слой земли. |
1 |
|
Почва, плодородие. |
|
Учить работать с иллюстрациями в учебнике, составлять рассказ |
|
57 |
Экскурсия к почвенным обнажениям |
|
|
|
Практическое задание с.143 |
Развитие наблюдательности |
|
58
|
Главная часть почвы - перегной |
1
|
|
Перегной, органические вещества, неорганические вещества
|
Опыт № 21
«Выделение воздуха и воды»
Опыт № 22
«Обнаружение в почве песка и глины» |
Развитие умений наблюдать и делать выводы при проведении опытов
|
|
59 |
Неорганическая часть почвы – песок, глина, минеральные соли |
1 |
|
Неорганическая часть почвы |
Опыт № 23 «Глина тяжелее песка»
Опыт № 24 «Обнаружение минеральных солей» |
Формирование умений доказывать и приводить примеры |
|
60 |
Песчаные, глинистые и черноземные почвы |
1 |
Состав почвы |
Почвы глинистые, песчаные, черноземные |
Опыт № 25 «Различие песчаных и глинистых почв по отношению к воде»
Опыт № 26 «Просачивание воды в черноземной почве» |
Развивать умение сравнивать |
|
61 |
Почвы родного края |
1 |
|
Чернозем |
|
Развитие наблюдательности |
|
62 |
Обработка почвы |
1 |
Состав почвы. |
Рыхление, вскапывание, боронование, культивирование. Плуг, борона, культиватор |
|
Формирование умений правильно отвечать на вопросы учителя |
|
63 |
Значение почвы для народного хозяйства. Необходимость бережного обращения с ней |
1 |
Плодородие |
Неблагоприятные для почвы явления: ливневые дожди, суховеи, потоки талых вод. Полезащитные посадки |
Опыт № 27 «Определение способности впитывать и пропускать воду песчаными и глинистыми почвами» |
Формирование умений делать выводы |
|
64 - 65 |
Обработка почвы на пришкольном участке. |
1 |
|
|
Пр. р. Вскапывание лопатой, боронование граблями. |
Учить применять теоретические знания в практической деятельности |
|
66 |
Обработка почвы на пришкольном участке. |
1 |
|
|
Пр.р. Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников. |
Учить применять теоретические знания в практической деятельности |
|
67 |
Материал для повторения |
1 |
|
|
|
Развитие познавательных процессов |
|
68 |
Зачёт по теме: «Почва». |
|
|
|
С.170 |
Развитие навыков самостоятельной работы |
Национально – региональный компонент
по курсу «Естествознание»
Всего за год – 68 часов
НРК - 9 часов
№ |
Тема урока |
Количество часов |
дата |
Тема НРК |
Содержание |
1 |
Вода в природе |
1 |
|
Водоёмы нашего края |
Е.В.Григорьева Природа Южного Урала |
2 |
Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней |
1 |
|
Охрана водоемов Южного Урала |
Е.В.Григорьева Природа Южного Урала |
3 |
Разнообразие полезных ископаемых |
1 |
|
Полезные ископаемые нашего края |
Е.В.Григорьева Природа Южного Урала |
4 |
Полезные ископаемые, применяемые в строительстве |
1 |
|
Строительное сырьё |
Е.В. Григорьева Природа Южного Урала |
5 |
Горючие полезные ископаемые. |
1 |
|
Горючие полезные ископаемые |
Е.В. Григорьева Природа Южного Урала |
6 |
Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов |
1 |
|
Рудные полезные ископаемые |
Е.В. Григорьева Природа Южного Урала |
7 |
Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
|
Что дает наш край стране |
Экскурсия |
8 |
Экскурсия к почвенным обнажениям |
1 |
|
Берег реки Ай |
Экскурсия |
9 |
Почвы родного края |
1 |
|
Почвы нашего края |
Е.В. Григорьева Природа Южного Урала | |