Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССЕ (КЛАССАХ) КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 №333

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Класс (классы) компенсирующего обучения (далее компенси­рующие классы) создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании, принципами гуманизации образовательного процесса, дифферен­циации и индивидуализации обучения.

Цель организации компенсирующих классов — создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразователь­ных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

В компенсирующие классы принимаются дети, которые не име­ют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического разви­тия, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).

Основным показателем отбора детей в классы компенсирующе­го обучения является недостаточная степень готовности к обуче­нию в образовательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированности психологических (включая общую лич­ностную незрелость) и психофизических предпосылок образова­тельной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нару­шения внимания и целенаправленности и т. п.).              

Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и не­рвно-психического здоровья указанной категории обучающихся.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ

2:1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необхо­димыми для работы кадрами, и открываются общеобразователь­ным учреждением по предложению совета этого учреждения.

2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам проводимой перед поступлением в общеобразователь­ное учреждение диспансеризации противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаружива­ющие низкий уровень готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.

Показания к отбору детей в указанные классы определены Реко­мендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о классе (классах) компен­сирующего обучения в общеобразовательных учреждениях).

2.3. Компенсирующие классы создаются, как правило, для обуча­ющихся на ступени начального общего образования. Целесообразно, чтобы компенсирующие классы работали в режиме продленного дня. Сроки для освоения программ по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального общего образования.

2.4. Отбор детей в компенсирующие классы на основе психоло­го-педагогического диагностирования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом и оформляется его решением. Психолого-педагогический консилиум создается в образователь­ном учреждении приказом директора. В состав психолого-педаго­гического консилиума входят заместитель директора по  учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих классов, другие опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, психолог и другие специалисты. Специалисты, не являющиеся работниками данного учреждения, привлекаются для работы в психолого-педа­гогическом консилиуме на договорной основе.

Психолого-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися.

При наличии соответствующих условий функции психолого-педагогических консилиумов могут осуществляться районными (го­родскими) психологическими службами, реабилитационными центрами для детей и подростков, психолого-медико-педагогичес­кими консультациями.

2.5. Психолого-педагогическое диагностирование детей прово­дится в следующем порядке:                    

а) организация сбора информации о поступающих школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению;                    

б) специальное диагностирование детей с низким уровнем го­товности к обучению, ориентированное на определение степени и структуры школьной незрелости и ее вероятных причин;

в) проведение при необходимости сбора дополнительной диаг­ностической информации о детях в период их первичной адапта­ции в образовательном учреждении (в течение первого полугодия) на основе углубленного эксперементально-психологического ис­следования, проводимого психологом.

2.6. Наполняемость классов компенсирующего обучения со­ставляет 9—12 человек. Наполняемость классов компенсирую­щего обучения в малокомплектных сельских и национальных общеобразовательных учреждениях устанавливается с учетом ус­ловий их работы.

2.7. Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих клас­сах устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целе­сообразны организация дневного сна, двухразовое питание, необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.

2.8. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных (предметов в компенсирующих классах, по решению психолого-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным об­щеобразовательным программам).   

2.9. При отсутствии положительной динамики развития в усло­виях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются на медико-педагогическую комиссию (пси­холого-медико-педагогическую консультацию) для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения. Указанная дифференциация контингента обучающихся осуществляемся в пределах первого года обучения.

2.10. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты районных (городских) методических кабине­тов, специалисты институтов повышения квалификации работников образования, институтов усовершенствования учителей.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССАХ

3.1. Программы по общеобразовательным предметам в компенси­рующих классах разрабатываются на базе основных общеобразова­тельных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в  процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.

3.2. Работу с обучающимися в компенсирующих классах прово­дят учитель, воспитатель, учитель-логопед, психолог. В обязаннос­ти учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронталь­ных занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающими­ся родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.  

3.3. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обсле­дования детей, отобранных в компенсирующие классы, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и пове­денческих реакций, проводит групповые и индивидуальные заня­тия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы,

формирование продуктивных способов мыслительной деятельнос­ти, а также на исправление возможных нарушений общения и по­ведения; оказывает методическую помощь учителям.

Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.

3.4. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных про­грамм, показатели функционального состояния их здоровья фикси­руются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.

IV. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ

4.1. В компенсирующих классах работают учителя и воспитате­ли (при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие, как правило, специ­альную подготовку для работы по соответствующим программам.

4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в режиме продленного дня, одновременно с вос­питателями, могут привлекаться учителя на условиях дополнитель­ной оплаты. Целесообразность таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-педагогическим кон­силиумом.

4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися ком­пенсирующих классов привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, на договорной основе.

4.4. Для работы компенсирующих классов в режиме продлен­ного дня оборудуется помещение, приспособленное для занятий, отдыха и дневного сна.                        

4.5. Дополнительные расходы, связанные с открытием и содер­жанием компенсирующих классов, могут производиться в преде­лах фонда заработной платы (фонда оплаты труда).

V. ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯ И УЧИТЕЛЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ

5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечи­вает создание необходимых условий для работы компенсирующих классов, осуществляет контроль за их работой, несет ответствен­ность за комплектование.

5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ор­ганизует работу психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует результаты обучения.

5.3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выяв­ления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические карты.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТБОРУ ДЕТЕЙ

В КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(РАЗРАБОТАНО НИИ ДЕФЕКТОЛОГИИ РАО)

Приложение к Примерному положению о классах компенсирующего

обучения в общеобразовательных учреждениях

В классы компенсирующего обучения принимаются или перево­дятся дети «группы риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития церебрально-органичес­кого генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы). При нормальном интеллекту­альном развитии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослаблен ности, частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных мик­росоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не об­наруживается нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.

Перечисленные особенности, но в сочетании с нарушениями памяти, восприятия, мышления характерны для детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза или де­тей с умственной отсталостью, что является важным критерием в дифференциально-диагностическом плане при решении вопроса о выборе образовательного учреждения для таких детей.

Ведущим в характеристике детей «группы риска» является сни­женная работоспособность различной природы: при повышенной утомляемости у соматически ослабленных детей и в связи с рас­стройствами поведения.

Основными медицинскими показаниями к отбору детей в клас­сы компенсирующего обучения являются:

1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляе­мостью:

а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллер­гия, хронический тонзиллит, постинфекционная аллергия и др.);

б) церебрастенические состояния (компенсирования и суб­компенсирования, гидроцефалия, церебро-эндокринные состо­яния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;                

в) астено-невротические состояния соматогенной и церебрально- органической природы (нарушение сна, аппетита, вегето-сосудистая (дистония);                                                    

г) астенические состояния на фоне нерезко выраженных сен­сорных дефектов.

2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами пове­дения:

а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарак-терологические реакции и патохарактерологическое развитие);

б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой шко­лы, энурез, энкопрез);                                      

в) психогенное патологическое формирование личности;     

г) синдром истинной невропатии;                         

д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероп­риятий;

е) синдром гармонического психического (психофизическо­го) инфантилизма;

ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);

з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбуди­мости, неустойчивости, истероидности, психастении);

и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (ши­зофрения, эпилепсия);                                       

к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-ор­ганической природы (без нарушений интеллектуального развития),  не требующие направления в специальную школу.

3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной мик­росоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреж­дениях.                                                   

Противопоказанием для направления детей в классы компенси­рующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:

а) задержка психического развития церебрально-органического генеза;

б) олигофрения;

в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;

г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.

Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой пси­хического развития, могут быть направлены в специальные образо­вательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.


О ПРИМЕРНОМ ПОЛОЖЕНИИ О КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Письмо Министерства образования РФ от 9 сентября 1992 года № 30-95-6

Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмот­рено внедрение в практику работы общеобразовательных учрежде­ний комплекса мер, направленных на дифференциацию обучения, действенный учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной педагоги­ческой помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей — детям «группы риска».

К «группе риска» специалисты относят детей, которые, в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, уже приходят в школу психически и соматически ослаб­ленными, социально запущенными, с риском школьной и соци­альной дезадаптации. Значительно худшее чем у других сверстников качество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по от­ношению к несбалансированным воздействиям внешней среды, обусловливает предрасположенность этих детей к патологическим

реакциям на перегрузки и социально-психологическим срывам. Экологическое, демографическое, социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению количества таких детей. В настоящее время к их числу на этапе поступления в школу может быть отнесен практически каждый пятый ребенок.         

Именно эти дети, уже с первого класса испытывая системати­ческие трудности в учебе, становятся неуспевающими, а началь­ное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной дезадаптации и является одной их причин правонарушений несовершеннолетних.

Различная по своим формам работа с обучающимися такой ка­тегории со стороны педагогических работников, правоохранитель­ных органов ведется по существу в одной логике — логике преодоления вторичных по своему происхождению деформаций. Отсюда, несмотря на большие затраты по обеспечению профилак­тической работы, так непропорционально мала ее эффективность.

Всевозрастающая общественная тревога за судьбу детей «груп­пы риска», осознание необходимости усиления роли педагогики и . педагогов в охране их физического и нравственного здоровья, обес­печение полноценного образования и развития личности диктует необходимость изменения сложившийся ситуации.

В настоящее время в структуре педагогики выделена относитель­но самостоятельная область научного знания и практической педа­гогической деятельности — коррекционная педагогика, одной из задач которой является изучение особенностей учебной деятельности де­тей «группы риска» и разработка форм активной педагогической по­мощи им в системе дошкольного и школьного воспитания.

В школьной практике все большее распространение получают классы компенсирующего обучения (коррекционные классы, клас­сы адаптации, классы педагогической поддержки).           

Организация работы классов компенсирующего обучения рас­сматривается как одна из форм педагогической помощи детям «груп­пы риска». Относительно однородный, с учетом специфики и уровня психического развития, школьной зрелости, состав учащихся в классах компенсирующего обучения дает возможность учителю учесть этот уровень в обучении и тем самым обеспечить большую  эффективность учебного процесса.                        

В порядке эксперимента классы компенсирующего обучения были организованы в Астраханской, Волгоградской, Смоленской и других областях, в республике Коми, Ханты-Мансийском наци­ональном округе, Москве.

Методическое обеспечение экспериментальной работы по ор­ганизации и функционированию классов компенсирующего обу­чения осуществляет лаборатория коррекционной педагогики НИИ

теории и истории педагогики Российской академии образования. Практика подтверждает эффективность работы классов компенси­рующего обучения.                             

В последнее время, используя Временное положение о государ­ственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР (п. 15), педагогические коллективы увеличили количество классов компен­сирующего обучения. Вместе с тем открываемые в массовом порядке, эти классы не всегда имеют соответствующую организационную и методическую поддержку. Не всегда на местах четко дифференциру­ют контингент классов компенсирующего обучения и классов вырав­нивания, В отдельных случаях педагогические работники (учителя, воспитатели, методисты, руководители учреждений, психологи, ло­гопеды) не готовы к внедрению программ и методик коррекционной работы с детьми «группы риска» в практику. Имеются случаи, когда контингент учащихся классов компенсирующего обучения формиру­ется без участия психологов, медиков. Все это может способствовать профанации идеи создания классов компенсирующего обучения, стать серьезным тормозом на пути развития перспективного направления.

Экспертная комиссия, организованная при Министерстве образо­вания Российской Федерации с целью оценки работы классов ком­пенсирующего обучения, в целом одобряет практику работы указанных классов (при наличии соответствующего кадрового и учебно-методи­ческого обеспечения) и рекомендует их организацию как одну из воз­можных форм дифференцированного обучения детей «группы риска».

В то же время обращается внимание органов образования, пе­дагогических коллективов на недопустимость формального, необос­нованного, форсированного подхода к вопросам организации и функционирования классов компенсирующего обучения.

Настоящее Примерное положение о классах компенсирующего обучения определяет основные формы и содержание коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в обще­образовательных учреждениях. По мере дальнейшего накопления практического опыта и получения новых данных специальных педа­гогических и психологических исследований, касающихся вопросов содержания обучения, вариативности и дифференциации его форм и методов, это положение может уточняться и дополняться.

Классы компенсирующего обучения рекомендуется создавать, в основном, на этапе получения начального образования. При по- . лучении основною общего образования классы компенсирующего обучения могут сохранятся или создаваться вновь в порядке эк­сперимента. Обучающиеся, освоившие программу основного об­щего образования, получают соответствующий документ. Материалы экзаменационных работ для классов компенсирующего обучения составляются образовательным учреждением и утверждаются органом управления образованием. Для получения сред­него (полного) общего образования учащиеся классов компенси­рующего обучения принимаются на общих основаниях.

В перспективы классы компенсирующего обучения могут стать составной частью коррекционной службы, в структуре которой буду функционировать психолого-диагностические центры, социально-педагогические комплексы, психолого-медико-педагогические консультации и т. п.                                            

Учитывая специфику коррекционных классов, напряженность работ в них, особую сложность диагностики, в соответствии с рас­поряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 1037-р Министерство образования рекомендует устанавли­вать надбавки в размере до 30 процентов к ставкам заработной платы педагогическим работникам и должностным окладам руко­водителям школ, непосредственно занятых обучением и воспита­нием детей указанного контингента.

Рекомендуем использовать (применять) утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 8 сентября 1992 г. №333 Примерное положение о классах компенсирующего обуче­ния в общеобразовательных учреждениях, примерные учебные пла­ны (приложение 1) и имеющуюся учебно-методическую литератур) (приложение 2) при создании компенсирующих классов.

Заместитель министра                                                                                                                     С.А.БАДМАЕВ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к письму Минобразования РФ от 09.09.92 № 30-95-6

Имеющаяся учебно-методическая литература по коррекционному обучению

1. Положение об организации в средней общеобразовательной школ;

коррекционных классов (методические рекомендации). АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1988 год.

2. Методика отбора детей в коррекционные классы (методическое пособие). Автор Кумарина Г.Ф.

АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 1990 год.

3. Обучение в коррекционных классах (пособие для учителей). Пол редакцией Г.Ф. Кумариной.                '

АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 1990 год.

4. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения (методическое пособие для учителей коррекционных классов).

АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1989 год.               

5. Индивидуализация оценочной деятельности педагога в системе коррекционного обучения (методическое пособие для учителей коррекционных классов).

АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1989 год.

6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в разви­тии. — М.: Просвещение, 1973.

7. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Луговского, Н.А. Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984.

8. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьни­ков, отстающих в развитии. — М.: Педагогика, 1973.

9. Отстающие в учении школьники (проблема психического развития) Под ред. З. И.Калмыковой, И. К. Кулагиной. — М.: Педагогика, 1984.

10. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психичес­кого развития шестилетнего возраста/ Под ред. В. И. Луговского, Н.А. Цыпиной. - М. Изд. АПН СССР, 1989.                 

 

Hosted by uCoz