Письмо МинОиН Чел. обл. от 16.08.2005 г. № 343
И НАУКИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
улица Красноармейская, д. 88, Челябинск, 454091 Тел/факс (351) 263-89-35, (351) 263-97-46 E-mail: chidpopr@chel.surnet.ru Сайт: www.idppo.uu.ru ОКПО 49128823, ОГРН 1037403859206 ИНН 7447041828 КПП 745301001 |
|
| ||
|
|
Руководителям муниципальных | ||
16 августа 2005 г. № 343 на № __________ от ____________ |
|
органов управления образованием Руководителям муниципальных образовательных учреждений | ||
|
| |||
О приоритетных направлениях методической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях |
| |||
|
|
|
|
|
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, медико-психологическим сопровождением и специальными условиями обучения.
Одной из целей модернизации образования является реформирование системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями с учетом приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, создание механизма устойчивого развития системы специального образования, обеспечения ее соответствия требованиям XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Политика Челябинской области в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями направлена на обеспечение специальных (коррекционных) образовательных услуг, на основе учета потребностей населения и состояния развития детей и их возможностей к обучению.
Приоритетными направлениями развития методической работы могут быть:
-
содействие развитию ранней диагностики, психолого-педагогическому сопровождению проблемного ребенка, психологической помощи его родителям; упорядочивание в подборе и использовании методов целостного и системного изучения детей с отклонениями в развитии специалистами как в условиях ПМПК, ППМС-центров, так и образовательного учреждения;
-
создание условий, необходимых для обеспечения психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки учащихся.
-
учет и использование возможностей образовательных учреждений в формировании здорового образа жизни, развитии детско-юношеского спорта;
-
разработка методических и дидактических комплексов, адекватных требованиям модернизации специального (коррекционного) образования, выбор оптимального содержания и организационных форм образовательного процесса на основе учета возможностей детей с проблемами в психофизическом развитии;
-
проблемы взаимодействия деятельности ПМПК, ППМС-центрами, с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений;
-
переосмысление задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе сохранения и развития культурно-исторического наследия, отечественных традиций;
-
разработка проблемы освоения учащимися общепризнанных гуманитарных ценностей, знаний о мировом историко-культурном наследии, формирования у обучающихся навыков демократического мышления, общественной активности и социальной ответственности;
-
подготовка педагогов к воспитывающей деятельности в условиях модернизации образования;
-
комплексность, коррекционно-развивающая направленность в разработке и реализации индивидуальных программ воспитания и обучения детей в условиях образовательного учреждения;
-
проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья , подготовки их к семейной жизни, к жизни в обществе;
-
теоретические и практические аспекты адаптации детей в современных условиях.
С целью подготовки руководителей методических объединений к решению вышеуказанных направлений работы рекомендуется использовать следующую литературу:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Конституция Российской Федерации.
3. Федеральная Программа развития образования на 2001 -2005 г.г.
4. Бородкина Г.В., Боргаш Г.И., Ваулина О.В., Обижесвет В.П., Кутерман Э.М. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса. Методические рекомендации (для администрации школ, школьных медицинских работников и психологов). Кн. 2. - М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. - 79с.
5. Жильцова О.А., Кузнецова И.В., Самоненко Ю.А. Экологически ориентированное обучение в средней школе. - М.: МТО ХОЛДИНГ, 2003. – 76 с.
6. Калинкин Л.А., Кузнецова И.В., Алексеенко И.А., Григорьева Т.М., Трифонова М.В. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных учреждений (система ПОЛИКОН). Методическое пособие. - М.: МТО ХОЛДИНГ, 2003. – 116 с.
7. Комплекс методик для диагностики психического развития ребенка от 0 до 3 лет: Учебное пособие для системы повышения квалификации. / Ред.-сост. Лаврова Г.Н., Салахова В.Я. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. – 188с.
8. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогические технологии разработки индивидуальных программ для детей с проблемами развития в условиях специального (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения: Учеб. пособие: 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. – 138 с.
9. Литературный альманах. Вып.1. - Челябинск: государственная общеобразовательная школа-интернат «Челябинский областной лицей-интернат», 2003. – 27 с.
10. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов. / Ред.-сост. B.C. Мухина. - М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
11. Навстречу друг другу: пути интеграции (Специальное образование в массовых школах в России и Нидерландах). / Под ред. Л.М. Шипицыной и К. ван Рейсвека. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 132 с.
12. Областные базисные учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Челябинской области на 2003/2004 учебный год. / Сост.Ф: Т.В. Абрамова, Н.И. Бурмистрова. - Челябинск, ГУОиН, 2003. – 60 с.
13. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. / Сост. и авт. коммент. Ф.Ф. Водоватов, Л.В. Бумагина. - М.: Академия, 2000. - 184 с.
14. Охрана зрения детей общеобразовательного учреждения: от концепции до практики / Под общей редакцией Е.И. Сидоренко, С.А. Обрубова, Т.Л. Воробьевой, И.В. Кузнецовой. - М.: МТО ХОЛДИНГ, 2003. – 156 с.
15. Панков Д.Д., Кузнецова И.В., Румянцев А.Г. Диагностика и коррекция пограничных (преморбидных) состояний у детей и подростков в образовательных учреждениях (базисные представления и скриннинг программы). - М.: МТО ХОЛДИНГ, 2003. – 84 с.
16. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. / Сост. С.Г. Шевченко. - М.: Дрофа, 1998. – 224 с.
17. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. / Сост. С.Г. Шевченко. - М.: Дрофа, 1998. – 256 с.
18. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы. / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2001. – 190 с.
19. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный и 1-4 классы. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
20. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. / Сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Полиграф сервис, 2001. – 156 с.
21. Психолого-медико-педагогическая консультация. / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999. – 202 с.
22. Реабилитационные службы помощи детям: Документы: извлечения, проекты положений, рекомендации. / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Комитет по образованию, 1993. - 111с.
23. Савчук С.С. Помогите детям полюбить чтение. - Челябинск, 2003. – 54 с.
24. Сборник нормативных документов по специальному (коррекционному) образованию. / Сост.: М.И. Солодкова, О. С. Виноградова. - Челябинск: Управление по делам образования г. Челябинска, 2001. – 188 с.
25. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е. Грибова, А.Р. Маллер. – М., 2002. – 175 с.
26. Состояние специального (коррекционного) образования в Челябинской области (Основные статистические показатели на 01.01.2004г.) / Под ред. Т.В. Абрамовой, М.А. Елагина; сост. Н.И. Бурмистрова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2004. – 80 с.
Ректор |
С.Г. Молчанов |
|
|
Салахова В.Я. |
|
261-70-32 |
|